Отчет о проекте «Возвращение «Синей птицы» детям-инвалидам, страдающим ДЦП»

«Возвращение «Синей птицы» детям-инвалидам, страдающим ДЦП»
(Социальная и интеллектуальная реабилитация детей-инвалидов с двигательными нарушениями путём освоения ими мира Искусства).

Отчет о реализации проекта (пресс-релиз).

Проект является победителем в открытом конкурсе по предоставлению грантов на реализацию проектов в сфере образования, культуры, искусства и общественной дипломатии, проводимом в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 367-рп от 30.06.2007г.

Главной целью проекта было выявление и воспитание творческого потенциала у детей, страдающих ДЦП, формирование адекватного эмоционального и интеллектуального восприятия, помощь в ускорении их творческого роста для дальнейшей трудовой реабилитации и содействие в становлении в качестве профессионально ориентированных членов общества.
Все проведенные мероприятия были направлены на осуществление социальной, эмоциональной и интеллектуальной реабилитации страдающих ДЦП детей с помощью искусства: через восприятие искусства и общение с деятелями искусства. Идея проекта вызвана острой необходимостью вернуть этим детям принадлежащий им по праву мир искусства. Проект позволяет детям регулярно посещать театры, музеи и выставки.

В мероприятиях, организованных Саратовским отделением СТД РФ (ВТО), в рамках реализации проекта приняло участие 28 детей-инвалидов, страдающих ДЦП. Эти дети обладают достаточно развитым интеллектом, наделены большими способностями и талантами.

На первом этапе ликвидирован дефицит общения детей–инвалидов: для них было сделано возможным посещение театров, музеев, выставок и других мероприятий.

Дети-инвалиды посетили спектакли Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселева, Академического театра драмы им. И.А. Слонова, спектакли разных городов России и Италии в рамках II Поволжского фестиваля детских театров от «А до Я» им. Ю.П. Киселева. Ребята побывали на выставках в художественном музее им. А.Н. Радищева, а также в музее Академического театра драмы им. И.А. Слонова. Также дети получили возможность встретиться с различными видами искусства посредством просмотра видеозаписей спектаклей и обучающих программ о творчестве художников.

Ребята получили возможность обсудить интересующие их вопросы с представителями различных творческих союзов Саратова: журналистами, писателями, театроведами и художниками. Дети неоднократно общались с постановочной группой и артистами Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселева, встречались с представителями Академического театра драмы им. И.А. Слонова.

Благодаря этим мероприятиям у детей стало формироваться адекватное восприятие и осмысление увиденного: они проявляли активную позицию в обсуждениях пьес, задавали вопросы участникам спектаклей, представляли устные и письменные рецензии, а также рисунки. Таким образом, дети проявили способность к творческому отклику.

Важно отметить, что спектакли, которые посетили дети, относятся к разным жанрам театрального искусства и рассказывают о разных эпохах и судьбах. Это и классические пьесы, и современные драматические произведения. В Саратовском ТЮЗе им. Ю.П. Киселева ребята посмотрели спектакли «Синяя птица» М.Метерлинка, «Зимы не будет» В.Ольшанского, «Волшебные кольца Альманзора» Т.Габбе, «Маленькая Баба-Яга» Ю.Коринца, «Старосветская любовь» Н.В.Гоголя, «Много шума из ничего» У.Шекспира, в Академическом театре драмы им. И.А. Слонова — пьесы «Гамлет» У. Шекспира, «Убегающий от любви» Лопе де Вега.

Другой вид искусства – цирк. С большим удовольствием дети посмотрели цирковую программу «Созвездие Большой Медведицы» в Саратовском цирке им. Братьев Никитиных.

Музейные экспонаты, которые увидели ребята, также носят разноплановый характер – так, на одной из выставок были представлены живопись и графика, другая экспозиция была посвящена театральному костюму, третья — творчеству современного театрального художника.

Важным аспектом мероприятий, проведенных в рамках проекта, является то, что дети знакомились с творчеством не только заслуженных деятелей культуры, но и тех, кто находится на пути познания искусства. Так, ребята посетили дипломные спектакли выпускников театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова и смогли непосредственно пообщаться со студентами 2 курса театрального факультета и школьниками из Восточно-Европейского лицея г. Саратова. Такие встречи помогли ребятам наглядно убедиться в том, что искусству можно и нужно учиться. Детям принесло огромное удовольствие участие в подобных познавательных программах и непосредственное общение с теми, кто, как и они, учатся искусству.

Все эти мероприятия позволили детям взглянуть на предмет искусства с разных сторон, погрузиться в разные времена и культуры, что, как известно, является неотъемлемым условием формирования творческого человека. Дети проявляли большой интерес к происходящему в ходе проводимых с ними мероприятий, активно задавали вопросы участникам встреч и сами отвечали на поставленные перед ними вопросы. Однако следует отметить, что, в силу ряда объективных причин, в ходе реализации проекта возник ряд трудностей. Так, не все дети-инвалиды по состоянию здоровья могли посещать музейные выставки или присутствовать в театрах на просмотрах представлений и принимать участие в обсуждениях увиденного на встречах с творческими группами.

Помимо выше указанных проблем, с сожалением вынуждены отметить, что не все родители имели возможность принять участие в мероприятиях из-за обилия бытовых проблем в таких семьях с ребенком, страдающим ДЦП.

В подтверждение проделанной работы по поставленным в проекте задачам родилась идея создания буклета, посвящённого этому проекту. Буклет был создан мальчиком-инвалидом Цаем Сергеем, учеником 10 класса СОШ № 9 г. Саратова, при поддержке и помощи исполнителей проекта. В буклет вошли творческие работы (рисунки, рецензии, фотографии) детей-инвалидов, участников проекта.

Отзывы детей на проект

Тихонова Вика – безусловно, это расширило мой кругозор, я очень люблю театр, я много узнала об актёрах, об их работе, я с увлечением смотрела все спектакли.

Богомолов Олег – я понял, что труд актёра – нелёгкое, но очень увлекательное занятие. Я понимаю, как нелегко заставить себя играть на сцене, кого – то изображать. Для меня проект – это выход в мир удивительный и прекрасный, полный открытий.

Макс Петров – мне очень понравилось, хотелось бы чаще бывать в театре, встречаться с актёрами. Это научило меня культуре, я стал более сдержан, увидел, как общаются и работают до этого не знакомые мне люди.

Рогулина Катя, Сабурская Наташа – было очень интересно, вместе с актёрами мы переживали события. Понравилось, что были разные спектакли – актёры помогали донести до нас разную информацию, мы видели игру актёров в разных спектаклях и могли сравнить их работу.

Аверина Таня – я рада, что мне представилась возможность так активно посещать не только театры, но и выставки в музее. Я заметила, что мир вокруг расширился и я в нём — полнокровный человек. Спасибо!

Кривошеева Катя – Могу сказать, что мне понравились все спектакли, надо чаще проводить такие мероприятия, они учат жить, предостерегают от ошибок и теперь мы, знаем к чему, стремиться и как работать.

Глинкина Катя – Я мечтаю играть на большой сцене, У меня много дел, я и в спорте, и в Учкоме, и в музыкальной школе, но театр – моя первая и единственная любовь. Я думаю, что если не осуществится моя артистическая карьера, я буду о театре писать, стану журналистом или искусствоведом. Проект открыл для меня многое, заставил задуматься о многом, о том, о чём раньше я даже представления не имела.

Ирина Анатольевна Сперанская – педагог школы-интерната № 4

Участвуя в проекте, мы многое узнали о мире театра. С нами провели большую образовательную и эмоционально наполненную программу. Мы познакомились с актёрами, непосредственно игравшими в спектакле по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» и режиссёром-постановщиком этого спектакля Александром Пономарёвым, встретились с директором ТЮЗа, заслуженным работником культуры РФ Валерием Николаевичем Райковым, представителями прессы. Всё это в полной мере повлияло на наше мироощущение, мы впервые оказались как — бы за кулисами театра, увидели скрытую жизнь театра: нам рассказали о трудностях и успехах в работе актёра, режиссёра, директора театра. Нас познакомили с перспективами развития академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва, с нами говорили, как с равными и мы всё понимали.

Следует, отметить, что дети очень живо реагируют на все изменения, происходящие в их жизни и если эти изменения позитивны, они стараются следовать, соответствовать и подражать. К примеру, посетив мастер – класс народной артистки РФ Р.И. Беляковой, ребята загорелись желанием сделать что-то подобное. После посещения выставок и музея стали более внимательно относиться к изучению окружающего нас мира искусства.

Возвращаясь в школу, к своим привычным делам, мы уже более внимательно и придирчиво относились ко всему, что мы делаем. Нам хотелось соответствовать (в чём – то даже копировать любимых актёров) увиденному.

Последующие посещения ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва и академического театра драмы им. И.А. Слонова были для нас наполнены нескончаемым удивлением и восхищением! Полный восторг и желание сделать что – то подобное немедленно – от спектаклей В. Шекспира «Много шума из ничего» в ТЮЗе им. Ю.П. Киселёва и Лопе де Вега «Убегающий от любви» в театре драмы им. И.А. Слонова. Заставили задуматься такие спектакли: В. Шекспир «Гамлет» театр драмы им. И.А. Слонова; В. Розов «Вечно живые», Н.В. Гоголь «Старосветская любовь» в академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселёва. Побывав на спектакле «Играй, игрушка» в рамках фестиваля «от А до Я» мы познакомились с новой формой работы – совмещением актёрского мастерства и мастерства управления куклами. Очень интересно!
Мы учились весь проект: учились удивляться, думать, сострадать, понимать, мы заметно выросли, сдружились, мы всегда теперь вместе во всех делах, благодаря ТЮЗу, театру драмы и нашим руководителям.

Большое впечатление на ребят произвела встреча в Восточно – Европейском лицее. Художественный руководитель театра «Асахи» Чупикова Татьяна Павловна провела спектакль – урок «Оригами».

Дети с большим вниманием смотрели и слушали японские сказки, историю искусства оригами, приняли активное участие в викторине «Оригами».

После посещения лицея дети воодушевились увиденным, с удовольствием учились готовить блюда японской кухни, шили кимоно и теперь ждут с ответным визитом гостей из Восточно-Европейского лицея.

Возможность посмотреть игру профессиональных артистов, встретиться с ними, побеседовать, задать интересующие детей вопросы для них настоящий подарок судьбы. Спасибо за предоставленную возможность!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 10 =