«Мы все – войны шальные дети…»

Интервью Анны Морковиной, члена Союза журналистов России, с актрисой Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва и муниципального театра «Версия» Татьяной Павловной Чупиковой.

— Татьяна Павловна, как Великая Отечественная война коснулась Вашей семьи?

— Мой папа, Павел Иванович Чупиков, был фронтовиком. В Интернете появилось много сайтов где собрана информация о тех, кто воевал, и я нашла, откуда отец призывался на фронт – это село Чёрный Олёх Суджанского района Курской области. Папа был сержантом, разведчиком-наводчиком и дошёл до Берлина. Дед вернулся с войны, с простреленным бедром. У него очень долго выходили осколки.… Воевал и дядя, брат моей мамы.

Рассказы о войне из первых рук помогли мне в годы учёбы в театральном училище.  Когда нам давали задание на военную тему, то я показывала этюды по рассказам моего дяди Коли, как он полз с перебитыми ногами к своим. Это было под Ленинградом: возвращаясь из разведки, он получил серьезное ранение ног. Началась бомбежка. Немцы шли после этого по полю и добивали раненых, а дядя, услышав их, успел заползти в воронку. Проверяя, кто в этой воронке жив, фашисты ударили его по ногам, и он потерял сознание от боли, это его и спасло. Придя в себя, он выполз из воронки, пополз к нашим ребятам, которые стояли в окопах на расстоянии восемьсот метров и смотрели на него. Он кричал, звал на помощь, но ответа не было. Из-за обстрелов и перебитых ног он полз восемьсот метров до наших позиций четверо суток, начался туберкулез костей и когда он добрался до наших траншей, то увидел, что все бойцы стоят в окопе с открытыми глазами мертвые.

Мама выхаживала отца и брата; лазарет был на дому. Мама, Валентина Ефимовна, работала на тракторном заводе для фронта, для победы. Мама была плясуньей и  певуньей… Её даже пригласили в Москву, в ансамбль песни и пляски, но она не смогла поехать. Так и не стала актрисой… Она  меня готовила к поступлению, помогая для показа Юрию Петровичу Киселёву сделать танец «А, барыня, чи-чи-чи» на вступительных экзаменах в театральное училище, мечтая, чтобы я получила эту профессию.

У мамы и папы была трогательная история знакомства. Однажды он проезжал через Саратов, и когда остановились ненадолго на станции, отлучился за продуктами. Мама с родителями жила возле вокзала, он попросил воды и, познакомившись с мамой, пообещал вернуться за ней. Папа дошёл до Берлина, вернулся раненый сюда и женился на ней.

Дядю Колю выхаживала медсестра Симочка, когда он лежал в госпитале. Так война свела их, и прожили они, родив двоих дочерей, до старости. Да, война крепко прошла по всем семьям, и у нас на могиле деда, Ефима Григорьевича Кузина, — красная звезда, и понятно: здесь похоронен воин.

Когда мы всей семьёй садились за большой стол и начинали петь военные песни разных лет, мы все плакали. Это было святое время, и забыть его нельзя.

— Наверное, военная тема, о каком бы времени ни шла речь, не оставляет равнодушным нормального человека…

— Конечно! Когда я смотрю военные фильмы, например, «Летят журавли», всегда плачу. И считаю кощунством, когда такие фильмы прерывают рекламой.

Как-то ко мне обратилась дочка нашей сотрудницы с просьбой подготовить её на конкурс чтецов. Она читает мне «Варвары» Мусы Джалиля и не понимает, почему я плачу. В это время шла вторая чеченская война. После нашей совместной работы девочка стала видеть войну другими глазами. Перед ней стали возникать страшные образы войны. Ведь без личного потрясения это прочитать нельзя!

 — Я знаю, что в Театре юного зрителя служили артисты, которые побывали на фронте – например, во фронтовых бригадах. С кем из них Вам довелось общаться и играть вместе?

— Валентина Семёновна Немцова, прекрасная актриса, прошедшая войну, была моим педагогом по речи. Её супруг Александр Михайлович Митясов, с которым я играла во многих спектаклях, участвовал в битве под Сталинградом, Юрий Петрович Киселёв выезжал на фронт с творческими бригадами и другие. Многие актёры жили в военное время, хотя и не были на фронте, но прошли через все лишения и страдания. Была замечательная традиция в театре устраивать праздник, в честь Дня Победы, чествуя наших ветеранов и участников трудового фронта.

Много лет с театром «Версия» я выступаю 9 Мая в «Парке победы», где мэр города и губернатор области дают приём в честь ветеранов войны, а мы поём для них песни, читаем стихи поэтов-фронтовиков, и часто ветераны партнируют нам.  Саратовская организация СТД в стенах ТЮЗа ежегодно чествует артистов — ветеранов всей губернии, и я вижу, как год за годом их остаётся всё меньше и меньше. Уходят один за другим и герои тыла. Несмотря на больные ноги, они всегда приходят на наши актёрские посиделки, чтобы чувствовать себя в строю. Они стараются жить свою жизнь наполнено и ценят каждый день.

— Татьяна Павловна, Вы можете вспомнить постановки ТЮЗа на  военную тему, в которых Вы участвовали?

— Огромный актерский опыт я получила от участия в спектакле известного московского режиссера Леонида Даниловича Эйдлина «Рядовые» Алексея Дударева. Всю сцену занимал сокрушенный огромный «монстр», это был образ войны. По нему мы ходили, из под него появлялись. А на первом плане находился кукольный домик, травести играли узников — детей. Маленькие стульчики, стол, напоминали мир детства. У меня в этом спектакле было две роли. Мария с ребенком, которая появляется, как символ, и Мария – жена Дервоеда, которая являлась ему видением из прошлой жизни говоря о том, что пора картошку сажать, потому что пришла весна. Это были его попытки зацепиться за мирную жизнь, чтобы выжить. В спектакле главных действующих лиц играли Владимир Краснов, Серей Сосновский, Виктор Клюкин, Ольга Катаева, Александр Фёдоров, Елена Блохина. Во время работы над спектаклем Леонид Данилович хотел вымарать моих героинь, но на моё возражение: «Вымарать легко, а вот сделать эти образы интересными и нужными для спектакля конечно трудно!» Он хитро улыбнулся и разрешил мне предлагать своё видение места этих героинь в спектакле. Это потом я поняла его замечательный режиссёрский ход, который позволил мне глубже понять пьесу и невероятное удовольствие совместного творчества с режиссёром. Все репетиции я сидела на табурете в кулисе, иногда предлагая где и как мои героини должны появиться и в конце концов мы с Леонидом Даниловичем сделали двенадцать эпизодов! Правда, к премьере остались лишь восемь, остальные Леонид Данилович с сожалением, как он уверял, убрал, сокращая спектакль, но я получила замечательную школу.

— Со школьных лет я помню другой тюзовский спектакль о войне – «Балерина политотдела». А ведь «военных» постановок в ТЮЗе было немало…

— В инсценировке Бориса Федотова по повести «Балерина политотдела»  играла Оля Катаева, которая специально для этой роли научилась стоять на пуантах, чтобы танцевать лебедя. Когда мы ездили в Ленинград, актёры встречались с автором пьесы Юрием Яковлевым и героями этой пьесы, к счастью ещё здравствующими. Спектакль был пронизан рассказами этих людей и огромной благодарностью за их героизм.

Многим зрителям ТЮЗа, наверное, запомнился спектакль «Новоселье в старом доме». В нём играла народная артистка СССР Зоя Георгиевна Спирина, удивительная актриса, испытавшая на себе что такое война.

Спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова поставил народный артист РСФСР Александр Яковлевич Соловьёв. В этом спектакле я играла учительницу Анну Михайловну, мать Володи, спасая которого погиб главный герой Алексей. Актёрский ансамбль был очень хороший, это Валентина Александровна Строганова, Тамара Лыкова, Григорий Цинман, Татьяна Лукина, Ольга Кутина, Марина Полозова и другие.  Спектакль получил приз «Хрустальная роза», её вручили Александру Яковлевичу на Розовском фестивале.

— Интересно,  каково восприятие военной темы сегодняшними зрителями ТЮЗа?

— К военной теме всегда было уважение, преклонение, понимание необходимости пьес о войне в репертуаре театра.

Ещё в студенчестве я прочитала рассказ «Привет с фронта» Вячеслава Леонидовича Кондратьева. Он пронзил меня и я переписала его в тетрадь. Долгие годы ждала – может, появится сценарий…. И почти через сорок лет вдруг что-то произошло: я сама написала инсценировку по этому рассказу «Цветок для Ниночки». Нужно было найти такую форму, чтобы актриса в моём возрасте вела диалог с тем, молоденьким лейтенантом, писавшим ей письма во время войны. Очень важен был диалог со зрителем. Раньше в ТЮЗе на это всегда обращали внимание. Сейчас, к сожалению, это уходит  — остаётся только картинка. Говорят нам: «Дайте энергию в зал!» Но ведь энергия приходит не сама, а из рисунка роли, из разработки взаимоотношений. Значит, надо менять пространство – чтобы зритель был ближе, чтобы найти глаза, почувствовать тепло…

Партнёр нашёлся не сразу. Я предложила поработать над этим материалом Артёму Яксанову. Поскольку эту постановку мы делали вне производственного плана театра, спектакль рождался постепенно, и мы долго не знали, в каком пространстве  будем его играть. Музыку для спектакля подсказал Виктор Владимирович Сергиенко, художественный руководитель театра «Версия», и она создала удивительную атмосферу.

Уже «собранный» спектакль мы показали Юрию Петровичу Ошерову, художественному руководителю театра и моему учителю. Он посмотрел, и произошла «зацепка», тема оказалась  ему близка: мама Юрия Петровича была в военные годы врачом, и он сам родился во время  войны. Он предложил сыграть наш спектакль в музее театра. Принял участие как художник, чтобы вписать спектакль в пространство музея. Мы добавили экскурсию о театре военной поры, о наших ветеранах, которая естественно вплетается в сюжетную линию спектакля… Юрий Петрович провёл с нами несколько репетиций и сам стал проводить экскурсии перед началом. Его воспоминания, которыми он делился со зрителями, были очень интересными и трогали до слёз.

В этом году в Музее боевой и трудовой славы, на Соколовой горе была открыта выставка памяти Юрия Петровича Ошерова «Человек, приносящий радость». Светлана Васильевна Лаврентьева предложила сыграть наш спектакль прямо там, под крылом самолёта, в Ночь музеев. Заведующая педчастью Людмила Александровна Канакова, которая проводит экскурсии перед спектаклем, добавит в свой рассказ историю мамы Юрия Петровича. А сейчас я работаю над переносом спектакля «Цветок для Ниночки» на Камерную сцену старого ТЮЗа. Юру Ведерникова будет играть молодой актёр, выпускник курса народной артистки РСФСР Риммы Ивановны Беляковой, Павел Лазарев. Вместе с художником новой версии спектакля, Ольгой Колесниковой, мы ищем новые возможности для большей выразительности декораций. Ждём встречи со зрителями в новой версии с огромным волнением.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − пять =