«Пройдохи» в «Подмостках»

Рецензия Анны Морковиной на спектакль «Пройдохи» театра «Подмостки», поставленный при поддержке стипендии СТД РФ.

Театры-студии всегда были неотъемлемой частью Саратова, города театрального. «Подмостки» — один из молодых коллективов, который, возникнув несколько лет назад в подвальчике на улице Кутякова, упорно двигается вперёд, ставя конкре6тные творческие задачи и методично выполняя их.

Естественно, дело в художественном руководителе «Подмостков» — Сергее Игнашеве, подвижничество и энергичность которого не могут не поражать. Выпускник Саратовской консерватории им. Л. Собинова и Театрального института имени Б. Щукина, перешедший из цеха актёрского в режиссёрский, Игнашев, несмотря на сложности, занимается любимым делом, вовлекая в этот круг единомышленников – и профессионалов, и творческую молодёжь.

Мне несколько раз приходилось бывать в «Подмостках» и каждый раз я заставала Сергея Николаевича за каким-нибудь «не царским» делом: то погружённым в строительные заботы, то за уборкой театра (что немаловажно, так как помещение было выделено «Подмосткам», мягко говоря, сложное – подвальное, и привести его в пригодный для показа спектаклей и занятий со студийцами вид очень тяжело и в моральном, и в физическом смысле)… Пядь за пядью своими руками Сергей Игнашев «осваивает» пространство своего театра, то и дело улучшая, оснащая и прихорашивая и додумывая его.

Но худрук «Подмостков» прикидывает не только, как модернизировать помещение, но и как сохранить хотя бы фрагменты старинного здания, продемонстрировав зрителям уникальность этого места. Вот и в этом году он показывает приходящим на спектакли то сохранившийся «особый» кирпич в кладке стены, то балку с купеческими пометами… Радует и заставляет уважать человека, пришедшего сюда со своими творческими замыслами такое отношение к доставшемуся ему пространству.

Но, разумеется, помимо приведения в порядок помещения у Игнашева есть и другие замыслы. Например, как организовать занятия в студии, мастер-классы и театральные мероприятия других форматов. В планах Сергея Николаевича – большая педагогическая деятельность с желающими овладеть актёрской профессией или познакомиться с ней поближе.

Непросто складывается всё и с актёрским составом, и с репертуаром. Потрафить вкусам современной публики – с одной стороны, имеющей свои претензии, эстетические и интеллектуальные, с другой – желающей получить удовольствие, развлечься, отдохнуть от надоевших  проблем, — непросто. Но снижать планку, несмотря на простонародное название, «Подмостки» не намерены. Поэтому в репертуар театра вошли, например, «Эмигранты» С. Мрожека, «Утиная охота» А. Вампилова и «Пройдохи» по средневековым фарсам об адвокате Патлене.

В «Эмигрантах» работали Сергей Литовченко и Станислав Шалункин, и история двух очутившихся в безвыходном положении эмигрантов-антиподов,  волновала и радовала зрителей, но… После продолжительной болезни Станислава Шалункина не стало, и спектакль, в котором он исполнял роль философа, интеллектуала, временно  выбыл из репертуара.

В активе «Подмостков» появился «Патлен». Персонаж, о котором изрядно забыли (даже имя автора этого фарса утрачено), вновь возвращается на российские сцены. Видимо, время пройдох и мошенников, хитрецов, желающих в силу собственной прагматичности, если не алчности, стяжать какие-никакие «матценности», присваивать то, что плохо лежит, обводя каждого вокруг пальца, само выбирает в герои  подобных персонажей.

Анонимный фарс из французского Средневековья дорог нам не только вечными образами разномастных пройдох, но и крылатой фразой «Вернёмся же к нашим баранам!»

Действо о плуте Патлене разыграно студийцами и приглашенными актёрами. Безусловно, работы Юлия Риделя, Михаила Юдина и Даяны Жукоцкой украшают постановку. Столь же харизматичный, сколь и выразительный Ридель, давно знакомый саратовцам по ролям в ТЮЗе и «Версии», запоминается и в «Пройдохах». Он получает замечательное пространство для импровизации, уходя в буффонаду, комикуя. Не менее выразителен талантливый актёр «Балаганчика» Михаил Юдин в роли Судьи. Молодая актриса Даяна Жукоцкая (также приглашённая из «Балаганчика»), играет роль верной Жены Патлена. Вместе с муженьком они мечтают остаться если не с барыщом от продажи сукна, то хотя бы не внакладе.

Дополняет действо оригинально представленный народ – тот самый «плебс», который разнёс по белу свету истории о Патлене. Собственно, вереница мужчин  женщин, очень напоминающих простолюдинов с полотен Питера Брейгеля, одетых в посконные балахоны и средневековые чепчики, и предваряет действо на подмостках «Подмостков».

Возможно, утомительны для современного зрительского уха  предлинные стихотворные монологи. Но игра молодых студийцев, учеников Сергея Игнашева, эти небольшие проблемы окупаются с лихвой. А вполне соглашаешься с выбором пьесы, — ведь пройдохи, подобные Патлену, на каждом шагу встречаются и в наши дни.

Анна Морковина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + восемь =