«Доверяйте друг другу…»

интервью с артистами ТЮЗа имени Ю.П. Киселёва

Верой и Артёмом Яксановыми

А.М.: Мы беседуем одновременно с двумя артистами Саратовского театра юного зрителя – супругами Верой и Артёмом Яксановыми. Это символично, так как продолжается Год семьи, Как возникла ваша семья? Сколько ей лет? Вы были однокурсниками по театральному факультету?

Вера: Нашей семье восемь с половиной лет. Мы оба учились в театральном, но на разных курсах: я – у Александра Григорьевича Галко, а Артём – у Юрия Петровича Ошерова.  Он младше меня как студент, но по возрасту мы ровесники. Мы были, конечно, знакомы, но познакомились ближе только когда я в 2015 году, пришла на работу в театр.

Артём: А я работал в ТЮЗе к тому моменту уже пять лет… И познакомились мы на проекте «Банка сахара».

А.М.: Я помню этот спектакль. Он психологический, очень необычный, зрители сидят на сцене, и действие происходит там же…

Расскажите сначала немного про свои курсы в театральном, про мастеров, у которых вы учились.

Вера: Я училась на курсе, который Александр Григорьевич Галко успел довести до конца. Самый последний его курс был уже после нас… В ТЮЗе есть ещё много «галковцев» или «галчат», как нас все называют. Я думаю, счастье, что удалось целых четыре года находиться в непосредственной близости с таким человеком, как наш мастер. Это огромная личность, которая не могла не оставить след в душе. Он не только артистов воспитывал – он воспитывал людей.

Артём: Я тоже хотел поступать к Галко, но не успел, так как в то время ещё заканчивал школу. Но я съездил в Петербург, везде попробовал поступать (и поступил, но был отчислен), потом вернулся в Саратов и попал на допнабор. Юрия Петровича Ошерова я знал, так как бывал в театре на самых разных постановках. Знал и других известных в то время артистов ТЮЗа – Григория Цинмана, например. Когда стал студентом, Ошерову помогали Александр Яковлевич Соловьёв, Нина Федоровна Пантелеева, а из более молодых – Виктория Самохина и Антон Щедрин.

Театру нужна была «свежая кровь», и мы учились при ТЮЗе, наши аудитории были здесь, а не на театральном факультете. Мы занимались в новом здании, хотя оно ещё не было полностью достроено, и в старом здании, в «лепном» зале.

Вера: Наверное, поэтому мы так редко и встречались…

А.М.: Но зато теперь вы оба давно здесь и, кажется, были здесь всегда!
Вопрос к Вере: Вы – представительница целой театральной династии. Я видела в дипломных спектаклях Вашу маму, блистательную актрису Викторию Шанину, видела и хорошо запомнила Ваших бабушку и дедушку. Пожалуйста, расскажите про них.

Вера: Есть ещё и папа, и дядя, судьба которых, у каждого  по-разному, связана с театром. Дядя, например, ушёл из этой профессии. Он учился на одном курсе с Алексеем Ротачковым и тоже некоторое время работал в ТЮЗе.  А папа, Сергей Владимирович Шанин, работал на сцене Театра русской комедии и «Балаганчика», сейчас снимается в кино…

Мне родители просто не оставили выбора – кем стать. Меня с самого рождения брали с собой в ТЮз. Мама сразу после моего появления на свет вышла учиться. Бабушка и дедушка тоже работали здесь и нянчили меня тут же. Я смело могу сказать, что театр – мой дом.

А.М.: Зрители старшего поколения хорошо помнят замечательную актрису Любовь Николаевну Кочневу, Вашу бабушку, Вера. Я писала про её роль в спектакле театра «Версия» «Чудная баба» по Нине Садур. И множество тюзовских спектаклей с её участием не забывается. Вера, вспомните, пожалуйста, как Вы общались со старшим поколением своей семьи в детстве.

Вера: Я выросла  здесь, в театре. Мама, родив меня, почти сразу вышла на учёбу, а если меня оставляли с бабушкой и дедушкой, они брали меня сюда, к себе на работу. В тюзовских гримёрках меня все по очереди и нянчили.  Поэтому я смело могу сказать, что театр – это мой дом. Помимо нашего дома, я половину своей жизни провела здесь. Даже в театре больше, чем дома. Бабушка проработала в ТЮЗе сорок лет.

А.М.: У неё есть звание?

Вера: Нет. У нас вообще не так уж часто звания даются.  Наверное, это приятно и даёт какие-то бонусы…

Артём: Мне кажется, это не всем и надо. Раньше об этом не думали, просто любили свою профессию. Да и сейчас не все думают. Ну, может быть, если пороги пооббивать, требуя: «Мне нужно звание!» — то что-то и сдвинется…

А.М.: Тут и вспоминается бессмертный Грибоедов: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».  Вы же недавно приняли участие в премьере «Без ума от горя» (Артём Яксанов сыграл Чацкого, а Вера – светскую даму Наталью Павловну. – А.М.) Ведь Любовь Кочнева играла на высоком уровне и была достойна как зрительской любви, так и всевозможных бонусов, как вы называете это…

Вера: В нашей семье звание «заслуженный артист» было только у дедушки – Виктора Алексеевича Клюкина. Он получил его ещё в молодости, так как в советские времена был парторгом, а это, видимо, было престижно…

А.М.:А Саратовский ТЮЗ в те времена носил имя Ленинского комсомола…

Вера: Дедушка был и артистом замечательным, и режиссёром. Я помню его спектакли – например, «Остров капитана Блада». Жаль только, что не осталось видеозаписей этого яркого спектакля… Он был невероятный, молодой Александр Фёдоров  — в главной роли, и Елена Вовненко в серебряном платье, и Борис Федотов, и Владимир Рябов… Если кого-то не назвала, простите, но помню всех!  Кажется, я ходила на каждый «Остров…», когда он шёл в ТЮЗе.

А.М.: У вас есть, наверное, семейные альбомы с фотографиями, где родные в разных ролях?

Вера: Конечно! У нас много таких альбомов, мы всегда собирали разные газетные вырезки с рецензиями, а в моей гримёрке в ТЮЗе (она досталась мне по наследству от мамы) вся стена заклеена фотографиями. Их начинала собирать мама, я дополнила, и теперь это целый иконостас.
            А.М.: Теперь поговорим о прекрасной актрисе Виктории Шаниной – Вашей маме, Вера… Когда я вспоминаю её на сцене, сразу же начинаю улыбаться. Я видела дипломные спектакли с её участием (мы ровесницы, я заканчивала в то время филфак по специальности «журналистика») и потом в течение многих лет на тюзовской сцене. Виктория невероятно яркая, темпераментная, с мощной энергетикой и очень обаятельная актриса.

Вера: Да, мама – настоящий фейерверк! Но сейчас она ушла из театра и посвятила себя тому, что ухаживает за бабушкой, своей мамой.

А.М.: Это своего рода подвиг, но ведь так и должно быть, наверное. Родители отдают себя детям, а дети потом возвращают свой человеческий долг… Но к вам на премьеры она ходит?

Вера: Когда ей удаётся вырваться, то, конечно, приходит. Правда, самую последнюю премьеру в прошедшем сезоне – «Без ума от горя» — ей удалось посмотреть только в записи, и она уже запланировала придти в ТЮЗ в новом сезоне.

А.М.: У вас есть ещё «театральный» дядя – Сергей Клюкин… Я его помню, но уже смутно. Где он сейчас?

Вера: Дядя, брат мамы Сергей Клюкин, тоже окончил Саратовский театральный факультет, некоторое время работал на сцене. Но потом он с семьёй переехал на юг и занялся совсем другим делом. Но нутро-то актёрское осталось! Поэтому он до сих пор любит читать стихи, с огромным удовольствием говорит о театре и кино, и свои роли вспоминает…

Когда они приезжали в Саратов зимой с Серёжиной дочерью и внуком, посмотрели у нас в ТЮЗе «Аленький цветочек» и «Денискины рассказы».

А.М.: Я вижу, какая дружная у вас семья. С мамой и бабушкой часто видитесь?

Вера: К сожалению, не очень часто, хотя и живём в одном городе. Мы сейчас с Артёмом уехали в Пристанное, у нас свой дом, две собаки и две кошки… Наверное, больше никогда не вернёмся в городскую квартиру. Когда приезжаем на работу, находимся в театре с утра и до поздней ночи. Просто не хватает времени… Поэтому чаще всего общаемся по телефону.

А.М.:  Артём, расскажите теперь, пожалуйста, о себе.

Артём: Ну, я не из театральной семьи. Семья была заводская. В Елшанке есть завод «Контакт», на котором для оборонки изготавливались различные детали. Даже сейчас, когда многие заводы закрылись, он продолжает работать. На «Контакте» всю жизнь работала моя бабушка. Она заслужила звание «Ветеран труда». Родители получили среднее техническое образование…
         А.М.: А почему Вы решили театром заняться?

         Артём: Мы всегда жили очень далеко от центра Саратова, и самым главным культурным центром для меня всегда был район 3-й Дачной, где кроме рынка с давних лет располагался Дворец культуры «Россия». Вот там я начал заниматься чем-то в свободное от школы время. Походил на боевые искусства, и тут меня переманил педагог по танцам – Светлана Петровна Титова. Оказалось, что это человек театра!

           А.М.: Как тесен мир! Мы со Светланой Титовой, когда она получала ещё первое образование на филфаке СГУ имени Н.Г. Чернышевского, занимались художественной самодеятельностью в студии Александра Авдонина…

          Артём: Да, в Саратове все, наверное, знакомы. Мир тесен! Светлана Петровна вела театр танца и пластики «Сюита», где я и вырос. Десять лет я танцевал, и сейчас танцую.

А.М.: Думаю, это и во время учёбы в театральном пригодилось.

Артём: Конечно! Меня сразу же Наталья Петровна Горюнова (педагог-хореограф, занимавшая должность директора театрального института в Саратове с 2010 по 2020 гг. – А.М.)  сразу заприметила как хорошего танцора (смеётся). Мой двоюродный брат Никита Кудрявцев тоже окончил театральный факультет, он учился у Антона Валерьевича Кузнецова. Вот понемногу я стал задумываться о том, где учиться. Сначала планировал стать хореографом, Светлана Петровна советовала посвятить себя этому делу. Я и живопись всегда любил, рисовал. Понял, что физмат – это не про меня, что я – чистейший гуманитарий. Брат предложил: «Давай, я с тобой позанимаюсь, стихи помогу к экзаменам подготовить. И пробуй сразу в Москву или Петербург». Я выбрал Питер. Но и там был огромный конкурс, триста человек на место. Но я поступил.

А.М.: В институт, который назывался в прежние времена ЛГИТМИК? Там учился и Антон Кузнецов, уже после нашего театрального…

Артём: Да, но при мне институт назывался СПбГАТИ. Сейчас он снова переименован (в настоящее это учебное заведение называется РГИСИ – Российский институт сценических искусств. – А.М.). Я поступал к Вениамину Михайловичу Фильштинскому. Но уже с первого курса были отчислены пятнадцать человек, и я в их числе. Было, конечно, обидно… Но потом жизнь так повернулась, что я оказался здесь. Я не расстраиваюсь ни капельки! Такой у меня жизненный путь.

А.М.:   Ну, у каждого свой! Артём. А для Вас ТЮЗ – тоже сейчас – дом родной, как и для Веры?

Артём: Конечно! Например, у меня есть здесь два дяди Лёши – Карабанов и Ротачков. Есть дедушка – Владимир Иванович Конев. И бабушек много, и сёстры, и братья… У нас действительно здесь своя жизнь.

Вера: Да, у нас тёплая, дружественная, почти семейственная атмосфера. Но она не расхолаживает никого. Ведь добрые отношения не означают, что можно безответственно себя вести.

Артём: У нас не бывает панибратства, но мы родня в самом хорошем смысле.

Вера: Понимаете, очень важно, когда есть кому поддержать тебя на сцене.

А.М.: Мне кажется, такая атмосфера сложилась ещё при Юрии Петровиче Киселёве. И действительно, как замечательно, что актёры старшего поколения не относятся к вам высокомерно, давя своим авторитетом, а тепло и по-дружески передают вам свой опыт.

Вера: Да, когда в этом году в ТЮЗе проводили вечер, посвящённый Юрию Петровичу Киселёву (он родился в 1914 году), очень много именно об этом рассуждали. Эта добрая семейная атмосфера проходит через время…

Артём: …и волшебным образом продолжается в нас! Сейчас, когда приходят новые поколения студентов, они удивляются: как у вас тепло и замечательно! Мы не ожидали, что нас так встретят. Удивительно: я никогда не видел Киселёва, но получается, что несу его лучшие традиции людям!

А.М.: Вера, Артём, у каждого из вас уже множество сыгранных ролей. А в каких спектаклях выработаете вместе?

Вера: Как мы уже сказали, первым совместным спектаклем для нас был «Банка сахара». Но настоящей проверкой наших отношений стала «Майская ночь». Нам надо было сыграть любовь…

Артём: …и это оказалось настолько сложно, что мы чуть не развелись.

Вера: Я размышляла о том, почему это так и поняла: в спектакле ты говоришь от имени персонажа, ты не такой, как в жизни. Ты начинаешь искать какие-то другие краски, и на каком-то глубинном уровне это иногда даёт сбой.

А один раз у нас смешной случай вышел. Режиссёр раздал нам текст, разбил по парам, и мы с Артёмом отправились репетировать на большую сцену.  Был вечер, после работы…. И мы в процессе репетиции начинаем ругаться: «Ты не то делаешь!» — «Нет, это ты не то делаешь!» Ругаемся, конечно, творчески… Думали, что все ушли уже, и вдруг заходит Илья Борисович Володарский, светлая ему память, и говорит: «Ребята, вы, конечно, продолжайте, но давайте трансляцию выключим – вас слышит весь театр!» А мы не знали об этом. Покраснели, нам стыдно стало, потом посмеялись и спокойно доделали весь свой отрывок.

А.М.: Но ведь в семье бывает всё – и радость, и ссоры, особенно если идёт борьба характеров…

Вера: Мне кажется, не бывает семей, где только сладость и елей – такое впечатление можно, конечно, создать, но это будет неправда.

А.М.: Есть ли ещё совместные спектакли?

Артём: Их довольно много – «Двенадцать стульев», «Оруженосец Кашка», «Последний папа», «Чёрная курица», «Золушка», «Путешествие Нильса с дикими гусями» и другие – детские, взрослые. Взять хотя бы недавнюю премьеру «Без ума от горя». Но не обязательно мы играем в паре. Наши персонажи могут и не пересекаться. А в спектакле «Фома Опискин» мы, что называется, по разным берегам.

Вера: Это гораздо проще играть!

А.М.: Конечно, вы – дружная, любящая пара. У вас есть какой-то свой рецепт, как мирно сосуществовать в одной семье?

Вера: Обязательно нужно разговаривать! Не ждите, что кто-то сможет прочитать ваши мысли.

Артём: Нам тоже непросто было это понять, но мы к этому пришли. Мы ведь люди творческие… Каждый может  обидеться и молчать. Я, например, могу молчать и ждать, когда меня поймут. Но надо просто спокойно поговорить и может выясниться, что я тоже в чём-то был неправ. Только в разговоре можно дойти до истины.

А.М.: А у вас есть какие-то семейные традиции? Хобби, увлечения?

Артём: Мы очень любим путешествовать.

Вера: Мы ездим куда-нибудь на машине. Водить умеем оба, но если далеко – то чаще ведёт Артём… Я не люблю поезда, летать боюсь, а автопутешествия обожаем оба. Я, например, люблю принадлежать сама себе: если понравилось какое-то место в дороге, можно остановиться, выйти, сфотографировать или просто насладиться природой. Мы много куда ездим – например, на море.

Артём: В основном, путешествуем по России. Недавно по разным обстоятельствам сорвался большой тур в Европу – хотели навестить моего брата Никиту, который давно живёт во Франции. Но случился ковид, мы не смогли уехать.

Вера: Но зато в то лето я впервые побывала в Питере! Когда я вышла на Дворцовую площадь,  расплакалась – такая там красота. Мы попали в белые ночи! Но единственное: жалко, что Эрмитаж был закрыт.

Артём: Надо ехать ещё и пожить там подольше, чтобы куда-то попасть.  Я, хоть в молодости  жил в этом прекрасном городе, в самом центре, на улице Миллионной. И далеко не всё осмотрел и не везде побывал там. Хотя театры и старался посетить…

 А.М.: Вы не строите своё генеалогическое древо, не собираете рассказы о своих предках?

Артём: Я хотел бы, конечно, это знать, только всё времени не хватает… Не знаю, куда делись из старого дома наших родных с маминой стороны альбомы  с фотографиями… Эта линия – загадка для меня. А по отцовской линии я немного знаю. Прадедушка, прабабушка жили в селе Ключи Саратовской области, ближе к Пензе. В этом селе фамилия Яксановы распространена. Кажется, среди моих предков были кулугуры. Я видел фотографии – темная одежда, рясы какие-то… И черты внешности очень чётко у нас передаются. Я очень похож на своего деда и на прабабушку.

Вера: А я не могу однозначно сказать, на кого больше похожа. Удивительно: все, кто знает маму и бабушку, считают, что я – из копия; все, кто помнит дедушку, утверждают, что очень похожа на него;, знакомые папы говорят, что я в него. А ещё я очень похожа на другую бабушку, бабу Киру, которая была донской казачкой. Так что от всех взяла понемножку!

А.М.: Нет ли желания передать часть своего профессионального опыта младшим поколениям?

Артём: Есть, и мы передаём. Я несколько лет сотрудничал с ЛИЕНом (Лицеем естественных наук), организовывал концерты, участвовал в «Тотальном диктанте» на площадке этого лицея… Теперь занимаюсь театральным искусством с детьми из клуба «Парус» в Юбилейном. Но поскольку я довольно много занят в театре, то со школьниками получается — от проекта к проекту…

А.М.: Я очень рада, что при всеобщей занятости наша встреча состоялась! Рада знакомству с вашей чудесной семьёй. Понимаете, сейчас такая тенденция – даже очень хорошие девушки и молодые люди не торопятся вступать в брак, предпочитают жить «для себя»…

Вера: Это лишь до поры до времени! Пока каждый не встретит своего, одного-единственного  человека…

А.М.: Вы можете что-то пожелать тем, кто всё-таки собирается создать свою семью?

Артём: Конечно, счастья, любви – как на свадьбе желают… Кстати, возвращаясь к спектаклю «Без ума от горя»… Мы ставили «эго-комедию» и много рассуждали про то, что в пьесе Грибоедова так мало любви. В каждом из нас слишком много эгоизма, а нужно всё-таки отдавать себя другому человеку, чтобы достичь взаимопонимания.

Вера: Разговаривайте друг с другом, доверяйте друг другу! И ещё: обязательно нужно куда-то стремиться, куда-то двигаться, обязательно двигаться вперёд! Это важно как для себя самого, так и для семьи в целом.

 Интервью взяла Анна Морковина

июль 2024 г.

Интервью опубликованно в журнале «Волга-XXI век» № 5 за 2024 год.

Фотографии из личного архива Яксановых и из архива Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 4 =