«Nihil» вместо «спасибо», или Трагедия Базарова в эпоху потребления

Рецензия Анны Морковиной на спектакль «Отцы и дети» Саратовского ТЮЗа Киселёва, режиссёр — Владимир Золотарь.

Что поделать: люди умирают… Человек может пасть под дулом пистолета, стать жертвой заразной болезни или даже сгореть на работе. И неважно, где – среди гламурной роскоши или в бедном доме, у навороченного дисплея или у старенького пианино. Смерть всегда страшна и нелепа, как монстр на афише к спектаклю ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва «Отцы и дети».

И до чего же жалко отчаянного парня «с принципами», талантливого нигилиста Евгения Базарова (прекрасно сыгранного Русланом Дивлятшиным), так и не познавшего взаимной любви, не почувствовавшего истинной веры… Как и в романе Тургенева, отчаявшись вылечить сына, его отец (заслуженный артист РФ Александр Фёдоров) протягивает ему икону – причаститься; но Евгений всего лишь делает одолжение «предкам» — истинной веры он не постиг и на смертном одре. Слишком поздно начали заботиться о спасении его души родители…

Вот здесь и уместен разговор о том, как родители любят детей: прежде всего хотят их обеспечить (если есть такая возможность, конечно). На сцене режиссёр Владимир Золотарь решил показать практически все современные блага – холодильник с едой, телевизор с пультом, модную мебель, ланшафтный дизайн в усадьбе… Казалось бы, живите, дети, на всём готовом и радуйтесь! А молодому поколению опять всё не так. Но, как и во все времена, в постановке отчётливо считываются нравственные акценты – искренность чувств в любви и дружбе, стремление «свить гнездо», основанное на желании быть вместе, не противопоставляя собственный эгоизм всему окружающему миру…

Приятно, что история двух молодых людей – Кирсанова и Базарова, — инсценированная А. Шапиро, прочитывается классически. Я говорю о логике взаимоотношений между героями, о бережном отношении к идеям Ивана Сергеевича Тургенева. На всём протяжении спектакля поражаешься точности, с которой актеры воплощают образы известной всем истории о бунтаре-нигилисте. И неважно, чем там напичкано сценическое пространство! Мне было понятно и интересно, как насчёт молодого поколения, для которого этот спектакль поставлен, — не знаю. Наверное, они произнесут: «Прикольно!»

Кстати, нельзя не отметить очень красивую и оригинальную сценографию, «придумки» художника Натальи Зубович. Хотя я и не сторонник инновационных технологий в театральном искусстве, понятно, что обратной дороги нет.

Правда, в одеяниях сценических героев царит полная эклектика. Каждый здесь одет кто во что горазд. На «отцах» — старомодные  сюртуки (за исключением матушки Евгения, разумеется; исполнительница этой роли Марина Полозова носит костюм, стиль которого определить трудно, что не умаляет её прекрасной игры). Молодёжь пестрит новомодными «шмотками»: на Базарове – толстовка с капюшоном, на Аркадии – жёлтые солнечные очки и яркий оранжево-красный «прикид», на Ситникове (артист Михаил Селиванов) и вообще – шотландский килт… Больше всего любопытства вызывает слуга Кирсановых Пётр (артист Владимир Егоров) – с ассиметричной стрижкой, с серёжками в ухе, в спортивной одежде… Он вечно пасётся у холодильника, демонстрируя молодого представителя общества потребления буквально…

Одна из ведущих тем великого классического романа – красота в различных её интерпретациях.  Как бы нарочито грубо и развязно ни старался вести себя Базаров, отстаивая собственную независимость, он не смог противостоять красоте и изысканности женщин, встретившихся на его недлинном пути. Мужскому взгляду нигилиста открываются сразу две красавицы – Фенечка (актриса Анна Слюдачёва), поздняя любовь отца Аркадия, Николая Петровича (артист Алексей Карабанов), и Анна Одинцова, светская «львица» захолустья (актриса Марина Климова). Но если Фенечка, молодая и застенчивая, пока ещё бесправная, невенчанная жена Николая Кирсанова, кажется ему доступной, в чём его гневно разуверяет главный оппонент – Павел Петрович   (артист Алексей Ротачков), то Одинцова  вызывает восторг и трепет. Сталкиваются две личности со своими принципами и убеждениями, испытывающие сильное влечение друг к другу, но не решающиеся продемонстрировать слабость, уступить. Образы обеих сестёр Одинцовых – старшей, Анны, и младшей, Кати (актриса Надежда Червоная), воплощены достаточно объёмно и интересно.

Постановка «Отцов и детей» Тургенева (кстати, так и не обзаведшегося своей семьёй) на тюзовской сцене оставляет много вопросов, и зрители непременно будут разгадывать загадки сложного классического романа вместе с постановщиками. Загадки человека, оставшегося «чужим» в мире людей, не захотевшего быть сыном и не ставшего отцом. Загадку характера Базарова, убегающего от себя, не зная дороги. Ведь быть человеком столь же страшно, сколь и ответственно. Впрочем, сентенции банальны. Лучше смотрите спектакль Владимира Золотаря и наслаждайтесь новой яркой репликой ТЮЗа на тему русской классики.

Анна Морковина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =