Новое звучание «Бесприданницы»: к 200-летию великого русского драматурга

В июне публика с великим удовольствием побывала на премьере Саратовского областного театра оперетты «Бесприданница», поставленном по знаменитой драме А.Н. Островского. Многие, возможно, удивятся, как написанная для драматического театра пьеса попала на сцену театра музыкального. Да, благодаря работе над классическим текстом дочери талантливого советского композитора Андрея Петрова Ольги это стало возможным.

Вспоминается, конечно, любимый многими фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Да, именно романсы, и почти все – «жестокие», но чрезвычайно красивые и проникновенные, перекочевали с экрана на подмостки покровчан. В спектакле звучат все те песни, которые давно выучил, полюбив, российский зритель: «Мохнатый шмель…», «Под лаской плюшевого пледа…», «А напоследок я скажу…» и другие. К ним, как и к глубокой чувственной житейской драме, — нет, трагедии, случившейся с Ларисой Огудаловой из провинциального городка Бряхимова, — невозможно привыкнуть, хочется внимать этой истории бесконечно.

К счастью, спектакль Театра оперетты решён в классическом ключе, без надоевших современных, не всегда удачных, безвкусных «находок», которыми сегодня грешит современный театр в целом. Зрителям «сделали красиво», гармонично, а красота, как принято считать, спасёт мир – зачерствевший, развращённый, опошлившийся… Нет, чистые и благородные мотивы, история о возвышенной любви и обманутом сердце трогает душу и по сей день, хотя и произошла она по воле драматурга в конце XIX века.

Мне кажется, всё рассказанное Островским, понятно сегодняшнему зрителю, а значит – современно. Матушка «девицы на выданье», Харита Игнатьевна (Елена Комиссарова) стремится устроить партию повыгоднее, не одобряя намерений дочери (в пьесе дочерей три, о судьбах двух старших, тоже несчастливых, упоминается скользь; в спектакле – одна) выйти замуж поскромнее и жить незаметно, по средствам. Лариса же (Екатерина Умришова) влюблена в вальяжного барина Сергея Сергеевича Паратова (Роман Каляев), который предпочитает бесприданнице богатую невесту. Деньги всегда были сильным магнитом, лакмусовой бумажкой искренних взаимоотношений и огромным разрушительным злом… И если главная героиня в постановке Сергея Бурлаченко, приехавшему из Элисты, погибает физически, то Паратова, купчика Васю Вожеватова (Тимур Абдурахманов) и солидного купчину Мокия Пармёныча Кнурова (Александр Фатеев) деньги убивают морально, превращая в жестоких, равнодушных деляг. «Слово купеческое» для них важнее живой страдающей души той, красотой и молодостью которой все они дружно восхищались…

Красивы, стильно исполнены костюмы (чего стоит одно только полосатое платье и такая же шляпка Ларисы!) – комплимент и исполнившей роль модистки Ларисе Комиссаровой! – и декорации. Печально знаменитый и ностальгически прекрасный колёсный пароход «Ласточка» приковывал взгляды на протяжении всего спектакля… Прекрасно была обыграна набережная Бряхимова с кафе, где сновали расторопные официанты, шумно гулял цыганский табор, над которой была прикреплена вывеска с одною покосившейся буквой в названии городка.

Богатому несостоявшемуся жениху Паратову противостоит жалкий неудачник, который чуть было, не стал мужем, но тоже не состоялся из-за ревности и… нелюбви к нему прямодушной невесты (его исполнил талантливый Михаил Крещиков). Роль Карандышева – едва ли не самая важная в спектакле: ведь говорит и поёт этот герой не только о своих чувствах к любимой женщине, — он осмеливается заявлять о человеческом достоинстве! Искренне желаю подружиться с такими «фруктами», как Кнуров и Вожеватов, Карандышев долго не понимает, что бедность и капитал – антиподы и стоять рядом никогда не смогут. Хочется отметить и вокальную, и драматическую составляющие роли Юлия Капитоныча Карандышева и искренне пожалеть, что судьба оказалась к нему так жестока… Кстати, если в «Жестоком романсе» Карандышев (Андрей Мягков) убивает Ларису из пистолета, хотя и стрелять-то не имеет, то постановщики спектакля в Саратовской оперетте не смогли сделать этого героя презренным убийцей: пистолет валится у него из рук, а Лариса сама прыгает в Волгу и тонет в её волнах…

Легло на душу и исполнение роли Ларисы молодой актрисой Екатериной Умришовой. «Чистый голос» — это впечатление сопровождало весь спектакль, и этого не мало! Романтичная Лариса в паре с острохарактерной Харитой Игнатьевной и в окружении колоритных женихов стали прекрасной сердцевиной нового спектакля.

Словом, премьера, о которой много говорили и которую наконец дождались, стала ярким событием культурной жизни нашего города, точнее, Саратовской области в юбилейный для Островского год. Александр Николаевич остался бы очень доволен.

Анна Морковина

Фотографии с сайта театра operetta-saratov.ru.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + 15 =