«Старушки всегда преставляются…», или Весёлая «Пиковая дама» a`la Pushkin

Рецензия Анны Морковиной на спектакль Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва «Пиковая дама» по А.С. Пушкину, режиссёр — Георгий Цнобиладзе.

Никогда доселе мне не приходилось видеть столько весёлых зрительских лиц после невесёлой, в общем-то истории про вредную старую графиню и скаредного Германна, описанную Пушкиным и поставленную на театре. Новый спектакль саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва перевернул моё представление о «Пиковой даме». Поразмышляв, поняла: мы воспринимаем зачастую эту мистическую повесть  русской литературы начала XIX века через призму Чайковского, — для него Пушкин действительно был и «солнцем русской поэзии», и кумиром… Пётр Ильич относился ко всем творениям Александра Сергеевича почти что набожно и очень серьёзно (и правильно делал, благодаря чему мы давно любим оперы и романсы на слова Пушкина и все арии знаем наизусть).

Режиссёр Георгий Цнобиладзе (новый художественный руководитель ТЮЗа), чьё уважение к классике очевидно, решил инсценировать «Пиковую даму» в ином ключе, сделав свои ставки: во-первых, на психологию подростков, изучающих Пушкина в школе, а, во-вторых, на лёгкий, дерзкий, авантюрный, парадоксальный и «французистый» характер «солнца русской поэзии», — и попал в самую точку. Спектакль получился на «ура», принеся и зрителям, и, как мне кажется, исполнителям большое удовольствие.

Руслан Дивлятшин в роли Томского

Действительно, в «Пиковой даме» много дурачатся, делая это неподражаемо и грациозно. Это связано в первую очередь с несерьёзным племянником графини (заслуженная артистка РФ Тамара Лыкова) — повесой и ловеласом Томским (в игре артиста Руслана Дивлятшина мне почудился едва ли не Андрей Миронов, блиставший некогда в подобном амплуа). Дурачится челядь графини (разумеется, пока ей никто не мешает: они пьют шампанское, играют на гитаре, озорничают и т.д.)  И здесь главный заводила – Томский (чего стоят хотя бы эпизоды с надкушенным яблоком и панталонами!) Увы, судьба тоже подурачится с ним, обведёт вокруг пальца: легкомысленному Томскому графиня оставит «несерьёзное»  наследство (всё равно промотает!), и тот, рыдая у гроба, поклянётся впредь стать иным, остепениться. Но буквально через пару мгновений мы вновь обнаружим его за карточным столом…

В спектакле Георгия Цнобиладзе есть и очень точные, абсолютно серьёзные акценты; режиссёр отчётливо даёт понять, что жизнь и смерть, молодость и старость, разум и безумие, богатство и бедность находятся так близко, что дух захватывает от их фатальных «единства и борьбы».

По сути дела, все эти антиподы есть две стороны одного и того же явления – человека, играющего со своей судьбой и обречённого на заведомое поражение.

Режиссёр понял и принял на подсознательном, чувственном уровне природу пушкинского творчества и сумел по-своему — креативно  и в то же время во многом традиционными средствами — передать иронию, мистический ужас и трепет, «злодейство» и разочарование перед несбывшимися надеждами героев «Пиковой дамы».

Лиза (Эльвира Иртуганова) и девушки (Юлия Мещерякова, Вера Яксанова, Евгения Кутенева, Мария Лучкова)

Очаровательна Лиза (артистка Эльвира Иртуганова) — наверное, самый печальный персонаж повести и спектакля. Актриса, читая жалостливый монолог о незавидной участи бедной воспитанницы, плачет, и мы сочувствуем племяннице  графини. В финале  режиссёр использует приём «перевёртыша»: кресло, уносящую старую графиню в мир иной (вероятно, в обратную от рая сторону, ибо оно медленно опускается как бы под землю), возвращает на поверхность преобразившуюся Лизавету Ивановну. Бывшая бедная воспитанница, прошедшая унижения и разочарования, получив наследство, буквально копирует всё, что вытворяла её покровительница, и становится бездушной куклой. Лишь секрет трёх карт Лизе узнать было не дано, а шутить она так и не научилась…

Графиня — заслуженная артистка РФ Тамара Лыкова

Тамаре Лыковой роль Пиковой дамы, т.е. старой графини, очень идёт. В этой роли как нельзя кстати нужны её горделивая осанка, властные жесты, её мудрость и немного жутковатый смех. Бесценный опыт актрисы, столько десятилетий выходящей на тюзовские подмостки, её драматический талант, мастерство перевоплощения, — весь букет ценных профессиональных качеств, помноженный на уникальный житейский опыт, делаю Лыкову не графиней – королевой спектакля! Прежде всего актриса идёт за образом, нарисованным Пушкиным, бережно играя классику, но привносит и свою «чертовщинку», которая так украшает спектакль. Думается, молодым партнёрам Тамары Константиновны есть чему поучиться!

Артём Яксанов в роли Германна

Наконец, Германн – главный злодей «Пиковой дамы». Блестяще сыгранный Артёмом Яксановым расчётливый персонаж Пушкина смертельно бледен, как и полагается отрицательному герою. Пластика его, угловатая при попытке держать спину, передает пренебрежение его прочими, отчасти трусость и… отсутствие ума (возможно, намёки на то, что в конце концов Германн его и впрямь потеряет) Комично и печально выглядит их диалог с Лизой сразу после смерти старой графини. Не обладая виртуозностью Томкого в общении с девицами, Германн не говорит, он ограничивается кивками головы, поясняя: «Это не любовь!.»  Артём Яксанов мастерски справился со своей задачей, показав алчного, не слишком далёкого и невезучего инженера-немца, жестоко просчитавшегося – запутавшегося в двух женщинах и трёх картах.

Думаю, можно смело поздравить Георгия Цнобиладзе и всех, кто трудился над созданием «Пиковой дамы», с оригинальным и остроумным прочтением классики и пожелать нашему любимому ТЮЗу имени Ю.П. Киселёва счастливых творческих находок в новом сезоне.

Анна Морковина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − пять =