Ай, да Кузин! Браво, «Салтан»!

Члены и ветераны Саратовского отделения СТД РФ регулярно посещают спектакли по приглашению театров города. В июне 2019 года СО СТД РФ посетило учебный спектакль-фантазию «Салтан» по мотивам «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина. Это первый выход на сцену профессионального театра для студентов 2 курса мастерской актёра и режиссёра ТЮЗа Киселёва Артёма Кузина в Театральном институте СГК им. Собинова.

Впечатлениями от увиденного делится в статье «Ай, да Кузин! Браво, «Салтан»!» Анна Морковина, член Союза журналистов России. Публикуем её текст на нашем сайте.

Жарким июньским утром в зале Старого ТЮЗа на Вольской было прохладно. Или эффект прохлады дарили звуки  прибоя, шелестевшие в прологе к спектаклю «Салтан», поставленного курсом Артёма Кузина. Спектакль действительно создан в «морском» стиле, и это вполне оправдано: море Александр Сергеевич Пушкин, юбиляр этого года и по совместительству автор «Сказки о царе Салтане…» очень любил. И, уверена, с восторгом принял бы студенческую постановку, несмотря на отнюдь не «классическое»   воплощение знаменитой сказки.

О чём же спектакль «Салтан»? О том, как легкомысленно или по неосторожности можно потерять самое дорогое – любовь, свою единственную мечту и как потом долго, преодолевая неверие, отчаяние, зависть, и наоборот – веря в себя и в Бога стремиться обрети утерянное. Хотя трудно войти в житейское море дважды, не изменившись внутренне и внешне…

Вот такими недетскими смыслами полон весёлый, озорной спектакль Саратовского театрального института, с успехом состоявшийся на сцене Старого ТЮЗа на Вольской. Ещё раз подчеркну: он прекрасно оформлен музыкально. Шум прибоя сменяется любимейшей мелодией нескольких поколений – «Город золотой» в исполнении Елены Камбуровой. И сразу же обозначается главная тема постановки: это история о любви. Красавица Третья сестра без обиняков пообещала, что родит богатыря, — и сдержала своё обещание.  Царица и на войну бы за Салтаном пошла, несмотря на очевидное «положение», да надо было «поберечь себя, его любя».

Красиво поставлены все сцены о любви – и приготовление невесты с расплетанием косы, и свадебный пир,  и счастливая встреча Салтана с женой в самом финале этой удивительной истории.  И роли исполняет красивая пара – Екатерина Кишева и Степан Лябипов.

Однако гораздо оригинальнее получились образы «младших» влюблённых – Гвидона (Никита Прилепский) и Царевны-Лебеди (Полина Ларина). То, что ход режиссёрской мысли привёл к хореографическому воплощению роли Лебеди, почти не удивляет (хотя Лебедь на пуантах в драматическом действе несёт явно комический эффект). Ведь она прилетела из классического «Лебединого озера»  на волнах музыки Чайковского! Забавно решённое перевоплощение девицы в горделивую птицу  — кульбит в сторону то ли кукольного театра, то ли театра теней (прожектор справа на авансцене превращает тень от изящной ручки в силуэт лебединой головы, а сама девичья ладонь, обрамлённая белой «пушистостью», кокетливо раскрывает и закрывает «клюв»). В этом же ключе созданы Комар, Муха и Шмель (носки с глазками – привет «Мапет-Шоу» и «Улице Сезам»!) Кстати, эти самые насекомые вносят такой «несерьёз» в  историю о коварстве и любви. Но если бы вы видели восторг на лицах малышей,  когда погоня за Мухой переходит в зал!..

Царевна-Лебедь честно помогла  Гвидону заполучить все чудеса, о которых он узнал от Ткачихи (Тамара Грязнова) с Поварихой (Анастасия Запорожец): и богатырей с дядькой-Черномором, и Белочку (Татьяна Щедрова). Белочка, словно оперная дива, распевает в спектакле вовсе не «Во саду ли, в огороде…», но… арию Царицы Ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. При этом она без промаха разбивает орехи, ядра из которых («чистый изумруд»!) в качестве сувениров получают все гости острова Буяна.

Лебедь, избавленная Гвидоном от злого Коршуна (Павел Свистунов), конечно, влюбилась в своего спасителя. А Гвидон, озабоченный помощью матушке, не сразу разобрался в сложной женской душе. Но история о любви повторилась; дети выросли и попросили благословления у матушки. В качестве приданого они получили румяные яблоки… А там и Салтан совершил свой самый мужской поступок  — приплыл прощения просить. И, конечно, был прощён: ведь «кто любит – тот любим».

Ненавязчиво (и всё-таки не настолько вскользь, чтобы пропустить эту деталь) в спектакле-сказке сделаны православные  акценты: Рассказчик появляется на экране (дань компьютерным технологиям) со стилизованным нимбом (намёк на то, что всё – и любовь, и злоключения — от Бога), а у Гвидона  с матушкой в ряде эпизодов появляются симпатичные крылышки (вероятно, в представлении Царя Салтана, считавшего их безвинно погибшими, чьи души превратились в ангелов)…

Постановка получилась живой, с большой долей юмора, и в то же время задевающей глубокие лирические струны зрительской души. Немножечко «на вырост», «с опережением» и сопереживанием… Думается, прекрасный подарок получил Александр Сергеевич к своему 220-летнему юбилею!

Анна Морковина,
член Союза журналистов России

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − семь =