ДОМОЙ, НА ВОЛЬСКУЮ…
Они пришли с чемоданами, с велосипедом, гладильной доской и бережно обернутым портретом того, кто им всех милее. Старательно разулись, огляделись и… «зарефлексировали», по выражению, дирижера сего действа.
Еще бы, ведь погорельцы вышли на сцену своего старого тюза, для них уже безвозвратно потерянную, а портрет, который они никак не могли пристроить, — главного саратовского тюзовца Юрия Петровича Киселева. В этой изящной пластической шутке, разыгранной, как по нотам, было столько печали по родным стенам — не только у участников на глаза навернулись слезы.
В тот вечер зритель был особенный — сплошь театральный люд. Впервые за много лет Саратовское отделение СТД России смогло собрать нас под одной крышей: режиссеров и худруков, осветителей и театральных художников, бутафоров и администраторов, завлитов и «завпостов». И, конечно же -шумную, озорную, бурлящую весельем актерскую братию -практически, из всех театров нашей бескрайней губернии.
Старый тюз, к счастью, шикарно восстановили, присвоив ему долгое невкусное название «Детское театрально-концертное учреждение». Но на афишах и в программках закрепилось другое -Старый тюз на Вольской. Оно нравится нам куда больше. Здесь уже идет музыкальный спектакль, где с вместе с детьми играют пять тюзовских артистов( поставил его тюзовец Алексей Чернышев).И ожидается спектакль курса народной артистки Риммы Беляковой,и едет сюда МХТ им. Чехова с двумя спектаклями Юрия Кравца.
А 27 марта, в Международный день театра на его сцене случился большой актерский капустник. Большой, потому что в него, как ручейки в могучую театральную реку, стеклись капустники десяти театров: Саратовского оперы и балета, тюза Киселева, драмы им.Слонова, кукольного «Теремка», оперетты, муниципальных «Балаганчика» и «Версии», Балашовского и Вольского драматических, Балаковского тюза.И одного института — театрального, разумеется. Министр культуры назвала театры и фестивали (упомянут был и фестиваль им. Янковского, что дает надежду на его продолжение) и наградила разных театральных людей.
Слово золотое сказала Римма Ивановна Белякова — ко всем своим многотрудным должностям еще с недавнего времени председательСаратовского СТД. Она вспомнила, как в былые времена актеры отмечали все вместе новогодние праздники ,и взяла с нас «страшную клятву», троекратно повторенную, в наш день собираться здесь всегда.
Но когда за дело берутся сами актеры… можно ли ждать от них какого-нибудь порядка и логики? Очаровательная в черных кружевах, ведущая вечера Татьяна Родионова понарошку потеряла сценарий и реально – голос. Вместе с партнером Андреем Седовым они устроили забавную «угадайку»: кто выступит следующий?
Чудесный маленький «Балаганчикъ» принялся поздравлять «Версию» с переездом в большое здание, сокрушаясь о собственном помещении (при всей театральной его «намоленности», это всего лишь душный подвал с низкими потолками). «Версия» после ироничного приветствия от «мажоров с Пролетарки» одарила…махровым «корпоративчиком». Драма поздравляла всех…с Новым годом и говорила …очень странными словами. Оперетта смешно напоминала, что когда-то ее сослали за Волгу, да так там и оставили.
Если б провели «капустный» конкурс между театрами, первое место, бесспорно, взял бы ностальгирующий и иронизирующий над собой тюз. Второе даже искушенные зрители отдали Трем Поросятам из «Теремка». Эти трогательные философы на ниточках уходили со сцены под текст… о Штирлице и музыку из незабвенного фильма.Хотя я разделила бы «серебро» с театром оперы и балета: он невероятно комично показали поиски режиссера-авангардиста на ниве классики. Этот блестящий текст написал главный театральный остроумец Виктор Демидов. Новатор, в конце концов, спасается бегством от своих же персонажей , когда нежную героиню в балете изобразит дюжий дядя с постаментом на голове, а в опере – бородатый царь.
Выступление Балашова было затянуто и не везде, как говорится, бонтон. Зато Вольский театр выступили лаконично, стремительно, музыкально, сумев при этом поговорить о наболевшем. Студенты все сказали на языке хореографии, которая у нас в институте классная. Но что тут разбирать: капустник – не готовый спектакль, он не вынашивается, не репетируется долго, если вообще репетируется, а сразу выплескивает на сцену всю актерскую энергию, все оставшиеся после спектаклей эмоции. Да, «швы» были кое-где видны, но оттого было не менее весело. Первый сводный капустник саратовских актеров удался.
А в фойе ждали искусно украшенные столы, началось хождение «из театр в театр» и разговоры, разговоры за бокалом шампанского – о провальной последней премьере и другой, удачной, о скорой сдаче, о тех, кто сегодня не смог прийти и приехать, и о тех, кто уже никогда не сможет…Спасибо родному СТД, что сделало безумную попытку — собрать нас всех вместе. Кто не рискует, не пьет шампанское.
Ирина Крайнова, театральный обозреватель, член СТД России,
элекктронный журнал «САРЫТАУН.АРТ» от 28.03.2017 г.
https://irin-krainov1.livejournal.com/226726.html