ДАЛЕКО ЛИ ВОЛГА ОТ… ВОЛГИ?

Назвала свою книжку строкой из рассказа «Эрнандес»: «Далеко Волга  от Черного моря». Не находишься теперь, не наездишься…

Когда книга увидела свет, я жила  еще дальше – в верховьях Волги. Но вышла-то она в Среднем Поволжье, с которым связан большой кусок моей жизни, соответственно,   — и моего повествования.Ее очень симпатично издал «Амирит«.А верстальщик и  дизайнер вообще  у меня  был классный – Дмитрий Попов. И презентация проходила  в литературном музее Федина, где я представляла две  первые мои книги – «Одесские каникулы» и  «Нэдзуми. Японские страдания». 

Сборище получилось грандиозное… Были  журналисты, радисты, писатели  — они уже  дали  информацию. Я знаю ситуацию  изнутри. Больше чем за месяц начала «рулить» из Дубны. Прояснила с актерами, кто будет читать и что. Наметила гостей —  хороших знакомых и друзей, естественно. Набросала сценарий. С сестрой обсудили фуршет. Накормить надо всех  —  своих и чужих. Составила объявление. То, что  для краткости меня назвали «лауреатом  Международных и Всероссийских конкурсов», еще ничего. Действительно, лауреат двух Международных , но лишь   ОДНОГО Всероссийского. Международные   конкурсы были литературные, а Всероссийский  — журналистский. И еще имеется  воз и тележка «лауреатств»  журналистских: межрегиональных, областных, городских  – 14 штук, включая два «Золотых пера». И дважды еще была   «Лучшая книга года». Но кто это смог бы втиснуть в одну афишу? Никто, да и ни к чему.

Только настаивала, чтобы имена актеров и названия их театров  прозвучали. Это важно и актерам, и театрам. Бедной Леночке (Елена Мазанова – замдиректора музея  по развитию) вместе с верстальщиком раз 5 пришлось афишу  переделывать. То  не назвали актеров. То кого-то забыли. То  неправильно, без «субординации» (страшное дело!)  их разместили. Наконец, все готово. Даю отмашку, благодарю — и тут,  почти  накануне  презентации, получаю голосовое сообщение от Елены Смирновой, худрука театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ»: «Ирина Викторовна, я только руку сломала, а читать я могу!»  Леночка  — великолепный чтец, но я, признаться,  еще рассчитывала на ее детей-студийцев. Что покажут сценку из моей театральной сказки. Узнав, что Лена сломала руку и  пережила серьезную операцию,   не осмелилась ее  тревожить. Но  Лена актриса от Бога , и этим все сказано! Вдогонку она  берет рассказ о самой необычной героине, сумасшедшей, всю жизнь выдававшей себя за кинозвезду прошлого, и читает  его блестяще.

Вроде, всё уже  утрясла. Лихо  написала в сценарии, что гармонист сыграет  саратовские мелодии с переходом на одесские и обратно  (часть рассказов  — о ридной Одессе). Но гармонист — не гармонист в чистом виде: он актер, художник, директор музея Саратовской гармошки   Павел Никитин. И одесских песен не знает.  Ничего, Павел лихо  исполнил саратовские и волжские мелодии,  и об особенностях  нашей гармошки успел рассказать.


Тут в последний день Юрий  Лапшин объявляет, что режиссер его с репетиции не отпускает. Он в новой  сказке народ изображает и должен выразительно по сцене туда-сюда ходить, иногда запевая. А Юра   мало, что  мой друг дорогой,  он читает первый  написанный рассказ – про «Бабку». Пришлось  звонить режиссеру, отрывая от репетиции, и   просить «за народ».

С детьми и их сценкой  много хлопотала Татьяна Павловна  Чупикова, прекрасная актриса и  не менее замечательный педагог  (ведущая артистка двух театров – тюза Киселева и театра драмы для детей и молодежи «Версия»).Взялись сыграть дети из театральной студии «Твой формат» гимназии «Авиатор». Да ,  с таким, не самым   легким названием , существует в Заводском районе гимназия с театральным уклоном. Студией руководит Ольга Валентиновна Стрелкова, ученица Виктора Владимировича Сергиенко.

И они берут не статичную сцену, где король  Этикет  на троне,  Придворные дамы вокруг и только немного бегает и хулиганит принцесса Этикетка. А самую трудную.  Где воет ветер, метель метет, и кое-как ползут, ухватившись друг за друга — кто за шарф, кто за пояс, кто за эфес  шпаги — принцы и придворные . Падают льдинки, превращаясь в слова, фигуры замирают   ледяными статуями и снова  «отмирают».  Вдобавок  на фоне Северного сияния раздается громовой голос хозяина Ледового Царства… В общем, нафантазировала я в свое удовольствие…Танюша  сделала записи  голоса Хозяина и  видео льдинок (автор   записи — превосходный видеорежиссер Андрей Лапшин),сама прочла слишком уж живописные мои  ремарки. Придумала метафору: вся процессия держится  за длинный кусок целлофана, прозрачностью напоминающий  лед.

Одна девочка пришла  на репетицию на костылях – сломала палец  ноги. Подменить себя  не разрешила, так    хотела играть Маму Восточного принца. И сыграла,  здорово сыграла!  Тут Тане  потребовались для показа кубы-пуфы,которых в музее, конечно же, не было.  Низкие скамьи, которые отыскала я,  ее  не  устроили. Проблема!.. В итоге замороженный король просто влезает  на стул. Так в  трудностях и неожиданных препятствиях рождалась  наша презентация.

Не удалось собрать всех. Кому-то ехать далеко  — и в самой  середине дня, кого-то  не отпустили начальники. Но зал был полон , и все «полнел и полнел». Те, кто пришли, тоже уходили – на открытие выставки, на репетицию, концерт. Но потом  возвращались, причем  — даже  из Заводского  района! Мы ведь  очень  долго сидели. Сидели  дружно и весело, хотя далеко  не все рассказы  у меня веселые.

Задала тон милейшая Леночка Мазанова, которая громко, без тени  юмора объявила, что мол, культурный Саратов  «понес невосполнимую утрату» – Крайнова уехала. «Я солдат еще живой!» — вовремя вспомнила я Теркина. Чувство юмора  всегда  спасает в таких ситуациях.

Назову всех, кто  помог провести эту просто фантастическую встречу. Конечно, фединцы,  в новом конференц-зале – уютном и стильном. Обеспечили всё:  мебель, вазы, посуду,технику ,нашли две песни Сергея Никитина как лейтмотив вечера : «В те баснословные года» и «За невлюбленными людьми» ,  подобрали   увлекательный видеоряд. Театральная студия  «Твой формат» с помощью    своего руководителя и умелой  режиссуры   Татьяны Павловны озорно и динамично показала сцену в Ледовом царстве. Актер и режиссер, мастер художественного  слова Юрий Лапшин выразительно   раскрыл непростой характер «кремень-бабки». Актриса, режиссер ,  настоящий Мастер Елена Смирнова, поразила судьбой  бедной сумасшедшей, которая сама придумала себе жизнь, славу, любовь. Актриса, завлит  «Балаганчика» Ольга Лапшина показала в двух рассказах  лирическую и   комическую сторону любви. Особенно хорошо  получился у нее рассказ от первого лица  с  ироничным подтекстом. Валерий Ерофеев, ведущий артист Саратовской драмы, прочел два рассказа – «детский» и одесский. Валера, блистательный  чтец,  участвует во всех  моих презентациях. Он сразу  раздернул штору, чтобы показать легкую волну – «матовую, нефритовую, солнечную  на просвет». И мы увидели море! Неважно, что оно теперь  далеко.Валерий  так прочел рассказы про маленький  волжский островок и тихие улочки  Отрады, что мы почувствовали себя внутри действия.

Авторы предисловий к книге Татьяна Чупикова и Татьяна Овчинникова  рассказали о своем восприятии текстов. Танюша — поэт, писатель,  руководитель Международного литературно-художественного  объединения «Страна детства»,лауреат самых престижных конкурсов.Но  прежде всего она– добрая, ангельская душа,  которая сумела найти «общий знаменатель» для моих совсем разных рассказов, писавшихся  добрых 32 года. Деревенских,  детских, одесских, волжских, любовных, «бытийных», мистических. Таня  написала, что все они… о любви. К мужчине, к женщине, к сестре, к сыновьям, к внучке, к друзьям, к семье, к городу, родной земле. Удивительно, но и  в рассказе о злой собаке, державшей в страхе весь   остров, она  нашла  любовь. Точнее, ее отсутствие. Собаку лишили возможности стать подругой, матерью,  и   дичавшая самка вымещала злобу на женщинах и детях…

Мои полноправные соавторы — художники Николай Дубовов и Ирина Шин. Чудесный станковист, Коля впервые серьезно попробовал себя в  книжной графике  и создал  чудные иллюстрации , не уступающие  советским классическим образцам. С Иришкой мы делаем уже  вторую книгу.Ее красочная манера, легкость и  изобретательность как раз нужны были для моих сказок.На встречу  пришли  друзья-художники,с которыми мы  не раз бывали на хвалынских пленэрах и считаем это место лучшим на земле. Это Светлана Лопухова и Елена МальцеваСветлана Золина и Наталья Леонтьева.  Мои  подруги художница-наивистка Лаура Хачатрян и замдиректора Дома искусств Валентина Уколова (обе кругленькие, черненькие, хорошенькие – они так похожи, что их принимают за сестер) уходили на выставку, но   вскоре   вернулись! Театральных  людей было много.

Поздравить пришли зампредседателя Саратовского отделения СТД России, великолепная комическая актриса Саратовской    оперетты Любовь Данилова и  сотрудница правления  СТД, прелестная Алевтина Темкина (в прошлом балерина), любимый  мой директор театра «Версия» Татьяна Афанасьева, художественные руководители театра фокусов и магии «Самокат»   Сергей Щукин и детского театра «Арт-ревю» филармонии Роман Брант. Председатель Саратовского отделения ОРЯ (общества Россия-Япония) Марина Дьякова, с которой мы вместе любили Японию 25 летИз музыкантов смог добежать чудесный Володя Скляренко, виртуоз гобоя, руководитель ансамбля старинной музыки «Трио-соната», пришел  руководитель фонда «Новая музыка» Юрий Ходоров. Были поэты Нина Арефьева, Николай Куракин, физик – он же лирик Борис Медведев с женой Лилечкой, врачом. Врачи и мои друзья  Юля Арон и Леночка Аксенова с сыном Данилкой (лучший стоматолог , какого я знаю, следуя  за ней уже 25 лет). Людмила ( лучший хирург Энгельса и лучший шкотовый своего капитана Эдика) и Эдуард Малкины, с  которыми мы  не раз участвовали в яхтенных гонках. Людмила Медведева  успела прямо с самолета . Психолог, мощнейший йог – от  одного только вида ее я успокаиваюсь. Конечно же, моя сестричка Наташа Воронина. Актриса Бранта, кукольница Авдонина, обворожительная женщина, всех сумевшая накормить пирогами –конфетами- виноградом  и порезанными на кусочки яблоками. Елена Беляева – отличный фотограф, мастер наливки  — прихватила  фирменное винцо, как и дражайшая Колина половина — Ирина, и Юрий Арнольдович  со своей забористой ходоровкой.

Не обошлось  без странных людей. Пока я подписывала книги, меня прямо  атаковала  одна мадам: требовала  не только сниматься с ней, но  и  позировать, ругала фотографа, заодно и  меня  — за «несообразительность». Наконец,  догадалась ее мягко…  послать и  вдруг увидела, что личность-то мне   знакомая – из тех, что кочуют со встречи  на встречу. Но  без ложки дегтя какой мед?
Спасибо коллегам – Владимиру Акишину, Инне Сальниковой, Татьяне Крыловой — за то, что смогли. Знаю не понаслышке, как загружены «культурные  журналисты».  Спасибо музею и всем-всем-всем, кто был с нами в тот день! Вы устроили   нам настоящий праздник. Дружбы и любви.

Ваша Ирина Крайнова 

Опубликовано в Интернет-издании САРЫТАУН.АРТ от 17 мая 2003 года

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 2 =