Как спасали саратовский калач и петушка

САРАТОВСКИЕ ЧУДЕСА. Их, по крайней мере, три. Знаменитая саратовская гармошка с колокольцами, пышный, невероятно вкусный саратовский калач  и саратовская глиняная игрушка, которая от других  сильно отличается.

Про гармошку все и  так знают. А почему  прославился именно  наш калач? Известны три  вида калачей:  муромский, московский и саратовский. Наш мельники  показали первый  раз  на  самой  известной   в старину Нижегородской ярмарке больше века назад. Фокус в том, что  его можно сплющить до лепешки,  он вернет свою форму и  еще долго  не зачерствеет. Использовали  для выпечки только пшеницу   саратовская белотурка. Хлебопекарня кондитерская Филиппова (имя Стружкин ей присвоили после революции)  поставлял калачи ко двору  его величества.

Что касается  местных глиняных игрушек, забытый промысел возродил у нас  мастер лепки из глины Петр Африкантов. Сделанная из местной глины, наша игрушка   никогда не  закрашивается полностью. «Ямчатый»   симметричный геометрический  узор  — другая ее особенность. Красителями  его  покрывают уже после высыхания.

Саратовской игрушке был  посвящен спектакль «Возвращение Горновицы», который  до сих пор идет в драматическом  театре для  детей и  молодежи «Версия». Проект, на который ходят целыми классами и семьями. Посмотрев увлекательный Сказ о Мастере и его  впоединке с Огненной девой, ребята тут же   пробуют сами слепить петушка или барашка.

Проект Саратовского СТД  России осуществила Татьяна Чупикова, ведущая актриса театра Версия и ТЮЗа Киселева с автором сказки   и  мастером Африкантовым и  фольклорным ансамблем «Дар». Человек Татьяна  неугомонный  и изобретательный.  Следущая ее идея касается сразу трех саратовских брендов. Проект  — актера и режиссера «Версии» Александра Овчинникова. Инсценировка —Ады Солвич по мотивам  другой сказки Африкантова.

Мы увидели  «Сказ о Василисе, глиняном петушке, гармошке с колокольчиками да  румяном калаче» на Камерной сцене ТЮЗа Киселева. Участники те же, что и в спектакле  о «Горновице»: Татьяна Павловна в роли   милой, уютной, добродушной Василисы, Петр Петрович и ансамбль «Дар» (руководители Наталья Твердохлеб и Александр Краснов.) Но  это  далеко  не все участники.

Чупикова кроме того, что чудесная актриса, педагог высшей категории дополнительного образования. И  она делает все возможное ( и невозможное), чтобы  с пользой приобщить  педагогов и детей к театру. В рамках курсов, которые действуют при тюзе Киселева («Театральная педагогика в образовательных организациях»)  устроила  настоящее иммерсивное представление.
Мы уже знаем, что так называется театр  погружения зрителей в  спектакль. Здесь погружение  было абсолютное. За два с половиной часа педагоги  и добровольцы из зала   успели пройти три  этапа. Знакомство с текстом, распределение ролей, чтение по ролям,  подбор элементов костюмов  и определение мизансцен. Это раз.

Собственно спектакль проходил — «за столами  дубовыми, со скатертями бранными»,  за чашкой чая в Василисином заведении  —  с  пирожками и прочей сдобой. С выходами и   выразительным чтением по листкам.С припевками и приплясками    солистов ансамбля «Дар»  в финале ( а  они и роли сыграли по  ходу действия), когда все проблемы   благополучно разрешаются. А в конце было  обсуждение, когда  участники делились впечатлениями и  обсуждали все увиденное и  -прочувствованное.

Подлинные раритеты Саратова: гармоника с колокольчиками  из музея саратовской гармошки, калач и  большой нарядный глиняный петух от Африкантова – украсили сцену и  внесли    элемент  достоверности в происходящее.  Ведь вокруг них завязалась  настоящая интрига, и добрая Василиса чуть  не «загремела» в острог.

В представлении участвует и директор музея Павел Никитин, актер, художник, большой знаток  истории уникального инструмента. Свои  рассказы он  обычно заканчивает «показательным выступлением».

Не все зрители хотели попробовать свои силы. Женщины, как всегда, легче на подъем. Одна  зрительница  даже восполнила нехватку мужчин, став Женой героя (не по сценарию). Но  те, что отказались, сильно потом пожалели. Что еще  дает такую импровизационную свободу, как не театр?
Петр Петрович согласился  довольно легко на роль Писца. От него требовалась  только одна фраза: «Вот именно!», повторяемая время  от времени .А он так вошел в роль, что говорил ее куда чаще, чем прописано, и очень выразительно.

Конечно, вели  действие настоящие артисты — Татьяна Чупикова и Данила Ключников из «Версии». Василиса веселилась, сердилась, негодовала против несправедливых обвинений Пристава (Ключников),  обличала. Но и  участники  из зала были убедительны, открыв в себе некие  актерские способности. Теперь они пойдут в школы, интернаты, детские сады и попробуют  сыграть сказку с ребятами (эту или более простую) – так же, с одной репетиции. Здесь тот случай, когда важен не результат, а участие.

Погружение в  театральное действо научит их держаться на публике, чувствовать себя более раскованно, внимательно следить за сюжетом, хорошо  «посылать звук»,   поможет улучшить память. Что необходимо  не только обычным  детям,  но и детям  с  проблемами развития . О чем  говорили на обсуждении  педагоги из Центра адаптации и реабилитации инвалидов «Парус надежды». И еще  о том, какое важное и полезное дело делает ТЮЗ Киселева, приобщая учителей, а через них и детей к театру. Сколько нового они узнают  на встречах в Камерном зале. Театр – это    праздник, который всегда с тобой.

                                                                                   Ирина Крайнова

 Опубликовано 29 января 2024 года в Интернет издании «САРЫТАУН.АРТ».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − девять =