Поклонимся Матёре

Анна Морковина о премьерном спектакле Г. Цнобиладзе «Прощание с Матёрой» в Старом ТЮЗе.

Фотография с официальной страницы ТЮЗа Киселёва ВКонтакте

Как ни рассуждайте, а малая родина у каждого из нас – одна. У кого-то — столица, у кого-то – районный центр, а у кого-то  — крошечное сельцо с покосившейся церквушкой на погосте. Важно помнить: родиться можно только один раз и умереть – только один. Хотя думать о вечной жизни можно сколько угодно…

На Исторической сцене ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва – премьера спектакля «Прощание с Матёрой» по роману Валентина Распутина в постановке Георгия Цнобиладзе. Хрестоматийное школьное произведение советского и российского классика, а смотришь – как будто впервые знакомишься с историей Богом забытой деревушки Матёры, её обитателями и её трагедией. В мирное время, для нужд народного хозяйства – чтобы река стала полноводнее и суда по ней ходили беспрепятственно, — решили «сковырнуть» Матёру с лица земли. Да и не одну эту деревушку задумал уничтожить человек, «проходящий, как хозяин». Настолько важными были те «хозяйственники», те, кто рассчитал, как именно будет лучше, что забыли о пустяках – о жителях Матёры, о живых душах.

В спектакле–инсценировке рассуждает о душе бабушка Дарья (артистка Тамара Цихан) и её внук Андрей (артист Руслан Дивлятшин). «Душа… вроде есть такая», — улыбаясь, говорит Андрей. Несмотря на свои молодые устремления и вполне реальные перспективы, он, приезжающий на побывку в Матёру, кажется наиболее чутким из сверстников: уважительно относится к бабушке, беседует с отцом (артист Алексей Ротачков)… Что-то близкое к состраданию, отголоски ностальгии проникают в его сердце. Хочется верить, что не прошёл мимо последний разговор внука с Дарьей, что смогла она объяснить ему, что такое любовь к дому, «к родному пепелищу» и «отеческим гробам» — на них ведь, по словам Пушкина, основан «залог величья человека»…

Именно эти не только вечные образы выразительно показаны в спектакле. Решив уничтожить Матёру, высокие чины, включая председателя колхоза Воронцова (артист Алексей Карабанов), начали со святая святых – с кладбища, с дорогих сердцу могил – последнего духовного оплота, куда приходит каждый выплакаться, поминая отца и мать.

Молодёжь – Петруха (артист Владимир Егоров) и Клавка (артистка Жанна Волошина) — не понимает, почему старики так держатся, так цепляются за эту на глазах уходящую в прошлое деревню, тем более – за старые могилы. Что ж, повзрослеют – поймут… Если выживет, конечно, Петруха, заблудившийся в непроглядном тумане, когда вместе со спохватившимися мужиками  едет выручать мать и односельчан от неминуемой гибели. Что в его последнем отчаянном крике: «Мамка!..» — животный страх за себя или всё-таки тревога за мать, у которой и могилы-то не будет, кроме бездонной, суровой Ангары? ТЮЗ всегда оставляет нам надежду на то, что хотя бы души людей останутся живы…

«Пепелище» устроил тот же непутёвый Петруха – поджёг собственную избу, несмотря на то, что «Ак. наук» признала её памятником архитектуры, культурного наследия… На заднике-декорации долго полыхает виртуальный пожар, и страшный, искорёженный остов того, что было чудом добротной северной избы, опускается перед несчастными односельчанами. Хорошо, что спасти удалось хоть самовар и «безголосую» гармошку, которой Петруха завлекал местных красоток.        

Мать Петрухи (артистка Татьяна Лукина) всё, как водится, простила, даже это варварство, — ей так хотелось, чтобы сына не ругали, чтобы он рано или поздно в люди выбился… Увы, ей тоже пришлось разделить страшную участь «утопленников», оставшись в Матёре.

Красивая и обаятельная Клавка, плясунья и певунья, — конечно, украшение умирающей деревни. Романтично начинается спектакль: светловолосая девушка в лодке поёт, и её волосы струятся как мёд, как шёлк… Так же будет сверкать она своей красотой и молодостью – то заигрывая с Петрухой, то подмигивая серьёзному Андрею… Но именно Клавка агитирует поскорее убраться из Матёры, сам древний уклад которой кажется ей «прокисшим» пережитком прошлого. Когда наступает трагический финал спектакля, Клавки уже и след простыл, и о судьбе её можно только догадываться…

Старшее поколение жителей Матёры, старики и старухи прекрасны, как прекрасны и известные тюзовские актёры, их исполняющие. Они – носители той самой уходящей (и, наверное, давно ушедшей) народной культуры, диалекта, языка – всевозможных словечек, прибауток, частушек, которыми щедро пересыпано действо в «Прощании…»   Сима (заслуженная артистка РФ Тамара Лыкова) воспитывает внука (самый юный участник спектакля Даня Ткачев то носится по сцене с игрушечным самолетиком, то задумчиво бродит с соломинкой в зубах). Она пришлая в Матере, но давно прижилась здесь, как и старик Богодул (артист Владимир Конев). Не покидает Матеру и Дарья. Та, отправив на «большую землю» сына и внука, решает остаться в деревне, что бы ни случилось. Один из самых пронзительных моментов спектакля – сцена, где Дарья белит обреченную избу, словно совершает торжественный погребальный обряд. Перед этим священодействием на время отступают даже те, кто послан затопить Матеру.

А Егор (заслуженный артист РФ Валерий Емельянов) и Настасья (всеми нежно любимая народная артистка РФ Светлана Лаврентьева), долго собираясь, покидают Матеру ради жизни в городе. Но прожить в городской квартире им суждено недолго: Егор угас в несколько дней на новом месте, и потерянная, убитая горем Настасья возвращается к односельчанам, которые помнят и любят ее. Вернулась, чтобы вместе с послушными «могиканами» Матеры  кануть в великую реку  Ангару – или Лету…

Ангара – еще один персонаж спектакля. Зловещие клубы стелющегося дыма, заполняющие сцену и как бы скатывающиеся в зал, доходят до ног зрителей в первом ряду. Они символизируют пенистые волны, густой туман, клубящийся над седой Ангарой. Ах, если бы случилось чудо, как в сказке, и прощание с Матерой,  или прощание земли и воды с чудесными стариками  обернулось не трагедией, а продолжением жизни!..  Но проза Валентина Григорьевича Распутина правдива и сурова, как северная природа. Произошло другое чудо –  чудо спектакля,  которой наверняка будет востребован зрителями разных поколений.

Анна Морковина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 3 =