«Поскольку грусть всегда соседствует с любовью…»

Рецензия Анны Морковиной на спектакль «Мы живём в чудесное время, Оля!» по пьесе Юлии Вороновой в Саратовском академическом театре драмы им. И.А. Слонова, режиссёр — Алексей Размахов.

Спектакль по пьесе Юлии Вороновой «Мы живём в чудесное время, Оля!» на Малой сцене театра драмы имени И.А. Слонова – о поисках любви, о попытках обрести взаимопонимание с другими, с собой,  настоящим и призрачным миром прошлого. В спектакле (постановка Алексея Размахова) всё по-настоящему, «по-взрослому», недаром посреди действа звучит вопрос: «Ведь здесь всем восемнадцать лет?» Да и сама история про Олю гораздо понятнее, как мне кажется, зрителям старшего поколения. А совсем близко к сердцу воспримет её тот, кто успел пожить не только в наше «чудесное время», но и пораньше, желательно до перестройки.

Общение героев через годы и века – приём не новый ни в мировой, ни в отечественной драматургии. Тут и Шекспира уместно вспомнить с призраком отца Гамлета, В целом история про Олю сильно напоминает мне повесть белорусских писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее» (очевидна перекличка даже в названии). Ирреальный диалог представителей разных поколений, желание рассказать о самом сокровенном с непременной верой в то, что будешь понят, а главное – удивительное единение душ. И не только душ, что могут наблюдать на Малой сцене зрители спектакля.

Да-да, у героини Оли (актриса Е. Ледяева) самый настоящий роман с призраком душевного алкоголика Жени (О. Морозов), жившего некогда в той квартире, куда в начале истории вселяются Оля с бойфрендом Сашей (А. Фильянов), чтобы свить себе уютное гнёздышко. Увы, гнёздышка не получилось: сначала мешал старый запах, пропитавший квартиру, потом – жуткая история про гибель Жени, зарезанного из ревности братом, а затем и сам Женя, материлизовавшись, стал завоёвывать  доверчивую Олю. И делал это так убедительно, с мастерством донжуана со стажем, что не только девушка, но и сам недоверчивый Станиславский одобрительно кивнул бы: верю! Саша тоже поверил в происходящее, как ни сопротивлялся его аккуратный разум и логика, и сам схватился за топор, чтобы раз и навсегда покончить с соперником, не зная только, куда нанести удар.

Самым сильным было воображение Оли. Желая забыть душевную травму, полученную в прошлом, она обращается то к галюциногенным препаратом, которые, по сути, испытывает  на ней её подруга психотерапевт Полина (А. Коваленко), то – вместе с ней – к алкоголю, чем ещё сильнее расшатывает свою психику. Но Женя не только незадачливый ловелас – он добрый, жизнерадостный человек, так же мечтающий о взаимности. В данный момент уже в статусе призрака…

На сцене происходит настоящая магия. «Паранормальная история» (так обозначен жанр спектакля) отличается изысканной сценографией  (художник-постановщик Ю. Наместников не умеет иначе!) Красивые белоснежные деревья на заднем плане, немыслимо красиво подсвечиваемые, изгибают причудливые ветви и звучит ностальгически-сентиментальная песня Евгения Бачурина «Дерева», возвращающая нас в то время, когда люди были счастливы, обладая совсем иными ценностями. Да, собственно, любовь, о которой идёт речь, прекрасна во все времена – это категория из разряда вечных, и всегда понятно: есть она на самом деле, или человек только обманывает себя.

В конце спектакля зал завороженно следит, как красиво отлетает душа Жени, постигшего смысл жизни – в любви, конечно!  — и навсегда исчезает в небе над «деревами». А затем покидают «нехорошую» квартиру Оля и Саша. Их паре не суждено остаться вместе…

Зато обретают друг друга ещё два персонажа – эффектная Полина  и официант Никита (И. Ульянчев). Крах теории пристрастной к «винной карте» Полины напоминает отчасти ту же ситуацию из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», где психолог Сусанна, увлекшись внедрением новейших методов «поисков счастья» для приятельницы, едва ли не остается без мужа. В «Чудесном времени…» все происходит наоборот, Хищница Полина завоёвывает импозантного Никиту и въезжает в ту самую квартиру, окончательно выкуривая всех прежних жильцов – и призрачных, и реальных. Их «древо жизни» уверенно и «пышно зеленеет» вопреки другим «сухим» теориям.

Нельзя не отметить чередование стильных, красивых деталей в гардеробе Полины. Актриса не только умеет их носить, но и прекрасно танцует – соло и в паре с Никитой. Особенно впечатляет их танец с хрустальными фужерами, которые Никита, демонстрируя профессионализм официанта, элегантно держит на отлёте. По сравнению с красивой Полиной Оля кажется простоватой, но этим подчеркивается контраст персонажей: естественная, искренне горюющая и влюбляющаяся Оля и холодно-расчетливая Полина, конечно, созданы из абсолютно разного теста…

Вода в спектакле льется не из тонкого бокала. А из обыкновенного ведра, когда призрак Женя  пытается привести в чувство не держащуюся на ногах Олю. В одном из эпизодов спектакля идёт романтичный дождь, который в сочетании с постоянно возникающим туманом создает удивительно красивые зрительные эффекты. Самая драгоценная влага льётся из глаз Оли: Екатерина Ледяева играет эмоционально, на пределе чувств, и наконец открывается ужасное воспоминание о насилии над ней, совершенном несколько лет назад. Свидетелем именно этого момента откровения Оли с призраком и становится перфекционист Саша, хватаясь за топор. О других сильных чувствах со стороны Саши не может быть и речи: он унижает подругу, а затем окончательно расстается с ней. Пара покидает сцену, «закуклившись»  в упаковочный целлофан – как вначале и предстала перед зрителями.

Финал истории однозначен. Любовь – чувство зыбкое, мимолетное, в какое время не размышляй о ней. Ни одной звезды не видно над уснувшими мистическими  деревьями, — они окутаны только проникновенной философской песней Бачурина.

Впечатление от спектакля неоднозначное, но его стоит посмотреть. Магия этой истории не может оставить зрителей равнодушными.

Анна Морковина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + пятнадцать =