Час Янковского. Часть 3. По самому по краю

Убить дракона в себе

Через день спектакль о семейных раздорах показала на фестивале Саратовская драма.  Прочитанная глазами  знатока человеческих душ Федора Михайловича (инсценировка «Кроткой» Достоевского), она и  полтора столетия спустя  являет собой   обнаженный нерв, которого  не хватило шведской журналистке. Драма также осуществила сагу нашего земляка Чернышевского о борьбе за независимость юной Верочки, весьма длинную по времени. Она была исполнена в предпоследний день фестиваля с участием многих значительных представителей саратовской театральной школы: Елены Блохиной и Эльвиры Данилиной,  Татьяны Родионовой и Зои Юдиной, Любови Воробьевой и  Александра Каспарова, Андрея Степанова и Андрея Казакова, Александры Коваленко и Дмитрия Кивоносова.

Впервые в фестивале Янковского участвовал киселевский тюз, показавший поистине эпическое полотно о жизни грузинской деревни, поставленное учеником Льва Додина Георгием Цнобиладзе. В спектакле по Думбадзе  «Я, бабушка, Илико и Илларион» мы увидели, как старшее поколение – чудесных Валерия Емельянова, Александра Федорова, Нину Пантелееву, Татьяну Чупикову,  Алексея Ротачкова, так и  талантливую молодежь.

Закрыть Пятый фестиваль  должен был театр Современник пьесой о Викторе Цое. Но ( бывший наш человек) Виктор Рыжаков к тому времени покинул пост  руководителя театра, а с ним ушли  ученики, на которых держалась постановка. Так что закончился фестиваль встречей с другим частым   и любимым гостем – Денисом Бокурадзе. Он всегда найдет, чем поразить.

На встрече со студентами театрального института (озаглавленной символично: «Провинциал – это не тот, кто далеко живет, а тот, кто недалеко думает»), художественный руководитель Новокуйбышевского театра-студии «Грань», лауреат «Золотой Маски»  и муж своей главной актрисы  — Юлии Бокурадзе ( для нас — ученицы народной артистки России Риммы Беляковой), рассказал о пути к успеху. Он был  неплохим актером и  охотно  играл в двух театрах. Взять театр его   настойчиво просила известный режиссер Эльвира Дульщикова,  уже тяжело  больная. Не сразу,  не вдруг началась новая жизнь маленькой «Грани». Это теперь  они  многократные номинанты и  победители Золотой маски, множества театральных фестивалей.   Незачем ехать в Москву за удачей, если тебе есть, что сказать у себя дома.

Бокурадзе показывал в последний фестивальный день «Дракона» Шварца,  острием своим направленного против  тиранов  и тех, кто им служит, многажды  запрещенного к постановке или  снятого уже со сцены. Как было, например, со спектаклем Сергея Щукина в начале 80-х  в   театре-студии на 3-й Дачной. Была готова   моя рецензия в молодежной газете. Спектакль  тогда запретили, а гранки статьи рассыпали.

А тема  эта  живет в каждом из нас: как, избавляя мир от  дракона, самому   в него не превратится. Поставленная  с размахом и завидной изобретательностью,  недетская сказка  Бокурадзе  не отпускает до сих пор…

Как удивительно точно  заметила Настя Светлова, театр необходим, чтобы не ссыхалась душа. Иногда он  ее лечит, иногда ранит, иногда ласкает, иногда смешит и , возможно, дает ответы на неразрешимые вопросы. Во всяком случае, ставит их честно, как  делал Олег Янковский, просто русский гений. «Я еще обязательно приеду, и мы продолжим улыбаться вместе», — пообещал   нам на прощание его внук.

Ирина Крайнова,
обозреватель по Саратовской области в журнале «Страстной бульвар»

Опубликовано в Интернет-издании «САРЫТАУН.АРТ» от 5 ноября 2022:
https://irin-krainov1.livejournal.com/496209.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 8 =