«Оруженосец Кашка» — спектакль памяти рыцаря детства

Рецензия Анны Морковиной на спектакль «Оруженосец Кашка» по повести Владислава Крапивина в Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселёва, режиссёр — Алексей Логачёв.

В жизни каждого театрального коллектива случаются счастливые постановки и те, что мгновенно забываются, едва зритель покидает зал. В случае со спектаклем «Оруженосец Кашка» по повести Владислава Крапивина определённо можно сказать: «парад планет»  состоялся, и никто не ушёл домой без комка в горле, без ощущения радости от встречи с настоящим искусством. Премьера состоялась в апреле 2021 года, город уже давно ждал этого спектакля, обращая внимание на яркие афиши и баннеры  с пионером-горнистом.

Повести Владислава Петровича Крапивина, без преувеличения корифея подростковой литературы второй половины прошлого века, — это особый мир, и фанаты Крапивина – дети и взрослые, поглощающие его книги взахлёб, уже много десятилетий назад открыли это пространство, полное романтических приключений, летописец которого прожил большую и насыщенную творческую жизнь в Тюмени и Екатеринбурге. Ни о каком провинциализме никому и в голову не приходило думать, ведь героям Владислава Петровича сопереживали, на отважных мальчишек хотелось походить всем – они ловко фехтовали, не давая в обиду ни себя, ни младших и слабых, они занимались корабельным делом и пели «морские» песни… «Мальчик со шпагой», «Та сторона, где ветер», «Колыбельная для брата», «Трое с площади Карронад» и многие другие повести Крапивина давно экранизированы, а песни из этих фильмов (в том числе и на стихи самого литератора) распевало также не одно поколение читателей и зрителей. В прошлом году мир простился с любимым писателем, а в наступившем исполнилось пять лет с момента присвоения астрономами имени писателя астероиду  № 407243.

Владислав Петрович Крапивин был и прекрасным педагогом. Отстаивавшим самоценность детства, права детей на свободу, приучавшим подростком к честности и справедливости. «Рыцарство» — пожалуй, ключевое понятие для кодекса  чести по-крапивински. Это мир благородства, где защищают беззащитных, несправедливо  обиженных детей и где зарождаются дружба, смелость и независимость. Со страниц крапивинских повестей летят солёные брызги и слышится звон скрещенных шпаг. Герои Крапивина делают сложный нравственный выбор, нередко ставя на чашу весов собственное спокойствие, благополучие и комфорт. Ведь, как сказал великий предшественник и единомышленник писателя Фёдор Достоевский, целый мир не стоит и одной слезинки ребёнка.

Ольга Самохина (Кашка) и Евгений Сафонов (Володя)

Сострадание к маленьким, которые в силу своего возраста и неопытности беззащитны перед грубым, неприятным, пугающим миром – лейтмотив всего творчества Крапивина. Поэтому, как бы ни сопротивлялась логика, — ведь это шестиклассник Володя рассказывает о себе, о своём прекрасном лете, знакомстве и дружбе-полувлюблённости с девочками, о начале взросления, — в заглавие истории вынесен  другой персонаж – Кашка. И слово какое-то несерьёзное  — то ли цветок, то ли завтрак для малышей (конечно, мальчика звали Аркадий, Аркашка, но кто его воспринимал всерьёз?). Но именно воспитывая в себе сострадание к семилетнему Кашке, Володя взрослеет по-настоящему.

Кашка – странный с первого взгляда мальчик. Он даром отдаёт на станции землянику, чтобы порадовать проезжающих, а не копит на заветный кораблик, и это говорит о бесхитростности «оруженосца». Кашка хочет помочь себе, но больше другим, хочет стать мужественным в глазах других и не плачет после «разборки» у бабки и обид, нанесённых хулиганами. В летнем лагере Кашка предан своему «командиру» Володе, которому не только приносит посланные мимо цели стрелы, но и красит их, пусть неправильной краской, зато от души. И Володя  изумлением понимает, что до сих пор знал себя недостаточно хорошо: он не может бросить этого жалкого Кашку, обрекая его на одиночество среди людей. Пионер совершает незаметный глазу, но столь важный для роста его души поступок – становится не господином, не командиром, а другом малыша. Как будто  у слабенькой былинки появилась надёжная опора.

Ольга Самохина в роли Кашки

Повесть «Оруженосец Кашка», написанная в 1965 году, поставлена на сцене саратовского ТЮЗа Алексеем Логачёвым (инсценировка также создана им).  В основу спектакля положены ключевые моменты истории про пионера Володю Новосёлова (Евгений Сафонов) и его подопечного, «оруженосца» Кашку Голубева. Надо отметить замечательную актерскую работу актрисы Ольги Самохиной, исполнительницы Кашки, продолжившей плеяду изумительных травести саратовского ТЮЗА.  Володя тоже получился убедительным, как и вся пионерская дружина в исполнении артистов театра юного зрителя.

Спектакль «Оруженосец Кашка» выполнен в лучших тюзовских традициях: в нем переданы не только коллизии истории, рассказанной Владиславом Крапивиным, но и убедительно раскрыты образы каждого из персонажей – от вредной бабы Лизы (Виктория Самохина) до характерной Нади Веткиной (Ирина Протасова), от бессовестных хулиганов до заботливых вожатых (Александр Андрюшенко, Дарья Сосновская и другие). Эпоха советской пионерии в этом спектакле выглядела исторически достоверной, со всеми её плюсами и минусами.

Отдельное «браво» надо сказать хормейстеру Надежде Голубевой, под руководством которой  артисты разучили и мастерски исполнили знаменитые пионерские песни. Спектакль вообще получился насыщенным прекрасными музыкальными номерами: чего стоит, например, появление откуда ни возьмись четверых бравых морячков в исполнении Алексея Кривеги, Артема Яксанова, Александра Тремасова и Михаила Третьякова! «Морская колыбельная» в их исполнении вызвала восторг не только маленького Кашки, явившегося на станцию с кулечками земляники, но и всего зала.

Возможно, спектакль не воспринимался бы так близко к сердцу, если бы не мастерство московского художника по свету Тараса Михалевского, создавшего звёздное небо над пионерским лагерем, закаты, рассветы и прочие визуальные эффекты.  

«Оруженосец Кашка» саратовского ТЮЗа имени Ю.П. Киселёва посвящён памяти рыцаря детства Владислава Крапивина, и это очень достойная память. Ведь благородство, преданность идеалам, самоотверженность и сострадание чрезвычайно важны сегодня, как и пятьдесят с лишним лет назад, когда была сочинена (или списана «из жизни») эта история.

Анна Морковина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 14 =